В рамках проекта Сахаровского центра «Говорящие головы» прошел семинар на тему «Pussy Riot и Бердяев: возможный диалог в ретроспективе». В дискуссии приняли участие доктор культурологии, эксперт по религии и художественной культуре Елена Волкова, методист-аналитик Московского центра технологической модернизации образования Дмитрий Безруков и историк Ирина Карацуба. Slon приводит наиболее яркие фрагменты беседы.

Елена Волкова, доктор культурологии, эксперт по религии и художественной культуре

В прошлый раз речь шла о Pussy Riot как защитниках христианства, и мы ссылались на слова Надежды Толоконниковой о том, что они не против христианства, они за настоящее христианство. И когда мы пытались очертить, что же такое настоящее христианство в понимании Pussy Riot и в нашем понимании, мы не говорили о Бердяеве.

Хотя, наверное, Бердяев – это ключевая фигура, на мой взгляд, для понимания того, что такое настоящее христианство для Надежды Толоконниковой.

Дмитрий Безруков, методист-аналитик Московского центра технологической модернизации образования

Я уже несколько лет занимаюсь Бердяевым, и отсылки девушек к нему заставили меня еще внимательнее посмотреть на их акцию. Было интересно: насколько серьезны эти параллели, учитывая форму, которая для большинства людей не была адекватной. Бердяев в свое время говорил о двух типах мировоззрения, и девушки сегодня оба эти типа актуализировали. Первый я бы определил как мировоззрение добровольно-принудительное, самообязывающее. Любая деятельность человека имеет под собой прочную основу: патриарх постоянно говорит о нравственном консенсусе общества, ему вторит президент со своими духовными скрепами. Человек должен действовать, исходя из этой внутренне-внешней матрицы, диктующей ему любой шаг.

В русской философии на этой точке зрения стояли Семен Франк и Иван Ильин, последний – известный государственник. Такой уклад характерен для тоталитарных обществ, где есть генеральная линия партии или инициатива президента, система в любом случае правильна, верна, ее разумность не подвергается сомнению, существует примат целого над частями, государства над личностью.

Творчество возможно лишь в известных границах, и вообще творчество допускается лишь в том случае, если оно носит служебно-религиозный характер.

Второй тип мировоззрения как раз и был характерен для Бердяева, его можно назвать революционным, но не в смысле социальном, а в плане революции духа. Явление оценивается свободно, без отсылки к той или иной модели. В основе поведения человека и отношений между людьми лежит вера, а вера – это прежде всего акт свободы духа. Сам Бердяев говорил, что личность не может быть частью целого, частью общества: напротив, общество является частью личности. Ровно это – совершенно бердяевское – видение и составляет философскую основу панк-молебна.

Интересна реакция общества: православные активисты стали защищать добро с кулаками, а противоположная сторона принялась взывать к милосердию. Здесь всплывает тема толстовства, к которому Бердяев относился сложно: его отталкивала пассивность непротивленческой позиции.

Мне доводилось сталкиваться с точкой зрения, что сама форма выступления была не совсем адекватна и способствовала восприятию акции как хулиганской. А уж когда они начали цитировать Бердяева, им просто не поверили, решили, что они читают по бумажке. С патриархальной точки зрения философией занимаются мужчины, бородатые дядечки, и здесь налицо несоответствие.

А вот если бы они высказались в привычном для православных пространстве, их месседж был бы донесен до аудитории. Пришли бы в храм в платочках и длинных юбках. Ну, здесь я бы ответил, что Диомид в свое время выступил в таком контексте, и его просто заткнули.

Кстати, было бы интересно узнать, как Pussy Riot относятся к поддержке со стороны Femen и правозащитников.

Елена Волкова

Есть два возражения. Толстой не призывал не сопротивляться злу, это крайне однобокая трактовка его философии. Речь у Толстого идет о непротивлении злу насилием, но само сопротивление злу – словом, действием – необходимо, и он всю жизнь злу противостоял. В этом смысле Pussy Riot, безусловно, толстовцы.

Про Femen – была записка из тюрьмы, я думаю, что по совету адвокатов, подписанная Надей и Марией, где они отрекаются от поддержки со стороны Femen. Это было сделано, когда началось спиливание крестов, и сделано намеренно, чтобы избежать большего возмущения со стороны консервативных кругов.

Femen, как и Pussy Riot, вписываются в церковную контркультуру, их нагота – отсылка к наготе юродивых, которая символизирует греховность. Юродивые наглядно показывают – вот вам ваши грехи, которые нечем прикрыть перед богом. Нагота как вызов, как обличение.

Ирина Карацуба, историк

Расскажу историю из жизни великой балерины Анны Павловой. После ухода от Дягилева она стала набирать способных мальчиков и девочек, обучала их и вместе с ними ездила по стране, пропагандируя балетное искусство. Как-то после спектакля, когда в театре никого не осталось, все уехали, одна из пятнадцатилетних девочек-учениц решила выйти на сцену и порепетировать фуэте. Она упала на третьем фуэте, заплакала. И тут вдруг откуда-то появилась Анна Павлова, которая, как оказалось, никуда из театра не уезжала, посмотрела на несчастную девочку и сказала: «Вы учите фуэте? Я вам показываю». Скинула шаль, встала в позицию, прокрутила эти 32 фуэте и ушла. В некотором роде, мне кажется, девочки сделали то же самое. Они показали нам всем, как можно мыслить, действовать, говорить. Да, я согласна, что здесь разрушение и созидание идут рука об руку.

Елена Волкова

Pussy Riot и Брейвик? Для меня это совершенные противоположности. Это мужское и женское, Pussy Riot – это отсутствие физической агрессии, это абсолютно мирная акция, акция слова, она разрушительна только в обличительном смысле, мне вообще не нравится это слово в отношении Pussy Riot, я бы сказала, что это очистительная акция, сделанная во имя высоких духовных ценностей, веры в бога, а не в кесаря, ради женщин, гомосексуалистов, ради многих гонимых и униженных маргиналов. Стиль их акции – традиции контркультуры, церковной контркультуры в том числе, тут нет ни расизма, ни злобы, есть только обличение насилия, которое проповедовал Брейвик. А вот как раз насилие, которое на них обрушилось, можно сравнивать с позицией Брейвика. Иные параллели просто невозможны.

Какой бы аспект акции Pussy Riot мы ни взяли, срабатывает логика художественного шедевра. Шедевр можно рассматривать с любой позиции, он содержит смыслы, пронзающие жизнь как таковую. Pussy Riot не ожидали такой реакции. Надя говорила, что они делали акции, люди смеялись.

Они искренне думали, что их поймут. Они не знали, что такое рядовой православный и масса церковных людей, так называемого народа божьего. Они представляли себе их по Бердяеву. 


Пропасть между ними и официальным православием – это пропасть между посланием и враждебной реакцией.

Бердяев считал, что христианство не должно быть религией личного спасения, напротив, его миссия в том, чтобы быть религией спасения общественного. Но люди приходят в храм и занимаются личным спасением. Исповедуются в собственных грехах, и тут же гордыня приходит с другой стороны: зато я русский, зато я принадлежу к культуре Пушкина и Чайковского, зато мы делаем ракеты, зато у нас Гагарин, да и Сталин тут как тут, зато, зато, зато. И критики социального практически нет. Христианские принципы не распространяются на отношения с чиновником, начальником, священником. Бердяевская идея в том, что будущее христианства – быть религией спасения общества. И в этом с ним совершенно солидарны Pussy Riot.

Второе – понимание церкви. Истинная церковь – внутренний ориентир. Ты член церкви, только если ты внутренне свободен во Христе. Независимо от того, крещеные они, ходят в церковь или нет, причащаются или нет, в этом смысле, по-бердяевски, Pussy Riot – в церкви. А иерархи и большая часть так называемых воцерковленных христиан – вне церкви.

Любой коллектив, если по Бердяеву, это квазиреальность. Потому что коллектив не может страдать, а реальность возможна только там, где есть страдание. Партия, церковь – страдать не могут, и мы с этим столкнулись.

Pussy Riot – страдающее начало. Они страдают за несправедливость, оскорбленный народ, церковь, потому что она отвернулась от Христа и служит цезарю. 


Только большое страдание может вызывать такой большой бунт, крик, а их осуждает церковь, люди, в чьих глазах нет ничего, никакого страдания. И это тоже очень важно.

Видеозапись беседы можно посмотреть на сайте проекта Gogol.tv.