Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

С 1 января 2021 года, согласно закону, подписанному президентом РФ, доходы более 5 млн рублей стали облагаться по налоговой ставке 15% (вместо 13%). Когда летом 2020-го стало известно о планах введения «налога на богатых», появилась информация, что деньги, которые будут получены от этих дополнительных 2%, планируется отправить в созданный государством фонд «Круг добра» для детей с орфанными (редкими) патологиями. Неясно, почему благотворительный фонд стал пополняться за счет налогов граждан. Этот источник формирования имущества подобной организации не предусмотрен законом.

13 апреля – в День мецената и благотворителя – разбираемся, как на самом деле работают благотворительные фонды, откуда берут деньги, куда перечисляют, а также насколько эффективна их помощь.

За чей счет

Благотворительные фонды – некоммерческие организации (НКО), чей доход по закону должен направляться на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана, он не может распределяться между членами (учредителями). Согласно ФЗ-135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», источниками формирования имущества фонда могут служить взносы его членов, гранты (пожертвования) от физических или юридических лиц, поступления от лотерей, аукционов массовых мероприятий, доходы от труда добровольцев. И в целом из любых не запрещенных законом источников.

В реальности большинство (74%) российских благотворительных фондов собирают деньги – это называется фандрайзинг – с помощью пожертвований граждан. Внимание к организации и проблемам, которые она освещает, привлекают через СМИ и массмедиа, социальные сети, а также через волонтеров, которые раздают на улицах листовки, заходят в общественный транспорт с «копилкой». Хотя последний вариант теряет актуальность: в 2017 году 100 российских фондов подписали декларацию, где было указано, что фандрайзинг в общественных местах (в электричках, на улицах) в основном осуществляют лжеволонтеры. Сбор денег на личную карту волонтера – тоже распространенный вид мошенничества, даже если это действительно член фонда. Не факт, что средства дойдут по адресу в полном объеме.

Зато с развитием социальных сетей набирает обороты другой способ фандрайзинга: ролики и посты на ютубе, в инстаграме и других сервисах с подопечными фонда и их родственниками. Зачастую это маленькие дети с тяжелыми патологиями и их родители, яркие заголовки и фразы «наш малыш так хочет жить». Ничего плохого в подобном способе привлечения внимания нет, его появление объяснимо популярностью социальных сетей. Однако у одних фондов эти ролики идут по государственной квоте, а у других – как обычная реклама по официальным ставкам СМИ. Очень дорогостоящая реклама, на которую тратятся в том числе пожертвования.