Мне категорически не нравится сегодняшний режим. Я считаю, что он ведет (привел?) Россию в пропасть, что он совершает преступления, а также ошибки, которые хуже преступлений. Полагаю, после смены власти наша страна еще долго будет за это расплачиваться. Придется восстанавливать разрушенное в экономике, в политической системе, в сфере права, возвращать себе доверие мира и собственных граждан, наверстывать упущенное время. Не знаю, все ли получится — ущерб нанесен огромный.
Сегодня страна в тупике — с этим режимом нас ждет долгое гниение или катастрофа. Смена режима представляется необходимым условием выхода страны из кризиса и ее развития. Рано или поздно это случится — ничто не вечно. Но как это может произойти?
Смена власти в результате выборов
Вряд ли надо доказывать, что в нашем варианте такой сценарий — наиболее благоприятный со всех точек зрения — невозможен. Причем дело не только в том, что запретительные для оппозиции процедуры регистрации, произвол избиркомов и фальсификации при подсчете голосов страхуют власть от проигрыша. Даже если каким-то чудом все это удастся преодолеть, результаты не будут признаны, и никто офисов не освободит. В экстремальном варианте мы все видели это сейчас на примере Беларуси. Электоральные процедуры у нас для смены власти не предназначены.
Коллапс экономики
Многие считали, что режим стоит только на высоких ценах на нефть, а их падение автоматически приведет к смене власти. Некоторые ждали этого с надеждой, некоторые — с беспокойством, если не со страхом. Всем было понятно, что этот сценарий неизбежно будет сопровождаться большими проблемами для десятков миллионов людей и огромными социальными потрясениями. Но нефть упала, поднялась, снова упала, снова поднялась, — и ничего катастрофичного не произошло. Правы были экономисты, говорившие, что запас прочности у российской экономики, несмотря на все проблемы и негативные тенденции, очень велик. Она не развивается, но и не рушится.
Катастрофа
Триггером смены системы может, в принципе, послужить природная или техногенная катастрофа масштаба Чернобыля. Дряхлеющие и неповоротливые управленческие структуры могут не справиться с вызовами, что, не исключено, повлечет за собой обвал системы. Это вариант столь же опасный для граждан, как и смена власти в результате экономического коллапса. Но он, как показывает еще не завершившаяся эпидемия Cоvid-19, тоже маловероятен. Очевидные ошибки власти в ходе пандемии, постоянные метания, запаздывания и ложь, крайне слабая поддержка государством людей и экономики не привели к обрушению государственных институтов или к масштабному возмущению. Привыкшие за долгие десятилетия рассчитывать только на себя люди, не ждали ничего от государства, а значит, не возмутились его неэффективностью.
Война
Собственно, война, фактически, идет все последние годы. Но ее особенностью в сравнении с войной в Афганистане или Чечне, не говоря уже о Великой Отечественной, является не только относительно небольшое число жертв (да простят меня родственники погибших!), но и, главное — слабая информированность общества о потерях среди наших солдат.