В ночь с 21 на 22 января 1994 года полицейские окружили заброшенную железнодорожную станцию в пригороде Берлина. Патрульные действовали максимально незаметно, группа захвата замерла наготове, в небе морозный воздух рассекали лопастями патрулирующие местность вертолеты. На путях офицеров ждал миниатюрный собранный вручную вагон, куда следовало сложить деньги – 1,4 млн марок. Затем в соответствии с указаниями нужно было нажать на кнопку. Работающее на батарейках и загруженное купюрами самодельное устройство двинулось по путям – все дальше от полицейских фонариков.
План казался слишком вычурным, запутанным и абсурдным, то есть полностью соответствовал личности разработавшего его вымогателя. Измученные двухлетней охотой полицейские давно привыкли к авантюрам Скруджа Макдака (по-немецки Дагоберта Дака) – под таким псевдонимом действовал эксцентричный преступник. Он нанес первый удар 25 мая 1988 года: заложил самодельное взрывное устройство в столичном магазине Kaufhaus des Westens. После взрыва бомбист потребовал полмиллиона марок (примерно $600 000 в переводе на нынешний курс) и пригрозил организовать еще один взрыв, если ему не заплатят.
Пять с половиной лет спустя полицейские уже сомневались, что когда-нибудь поймают Дагоберта. Они уже десятки раз оказывались на расстоянии вытянутой руки от хитрого вымогателя, но тот неизменно ускользал в последний момент. Январская ночь 1994-го не стала исключением. Сотрудники тактического подразделения помчались за набитой деньгами вагонеткой, но Скрудж предусмотрительно натянул вдоль путей провода, присоединенные к фейерверкам. Когда вагон задел детонаторы, разноцветные огни и громкие хлопки отвлекли полицейских. В первые секунды они решили, что началась стрельба, а когда опомнились, было уже поздно.
Офицеры догнали вагон, прежде чем преступник забрал сумку с наличными, но сам Дагоберт скрылся в темноте. На следующий день об афере написали все издания мира, включая Los Angeles Times и журнал People. Вымогатель не получил деньги, но в очередной раз оставил полицию в дураках. В колонке Detroit News его сравнивали с суперзлодеем Пингвином из комиксов про Бэтмена, а поклонники Дагоберта обвиняли следователей в бесчестных методах.
«Вокруг него сложился целый культ, – жаловался представитель полицейского управления Гамбурга. – Нельзя забывать, что мы имеем дело с опасным преступником».
Германию охватила истерия. Футболки с принтом «Я Дагоберт» превратились в хит сезона, а соцопрос одной из телевизионных компаний показал, что 61% респондентов сочувствует бомбисту. Едва ли в тот момент фанаты неуловимого Скруджа или участники опергруппы подозревали, что действующий с мультяшным пафосом вымогатель – не гений преступного мира, а всего лишь карикатурист-неудачник, который не придумал лучшего способа отыграться за карьерные неудачи.
Главная цель ему однозначно покорилась – с 1992-го по 1994-й Дагоберт оставался символом бунтующей молодежи, культовым героем недовольных властью обывателей и головной болью лучших полицейских по всей стране.
Арно Функе
Спасибо за историю, Василий, прочитал и вспомнил события, которым был свидетелем. Вы очень правильно поймали ощущения современников истории, действительно- ужаса и страха не было, было просто интересно, каков будет следующий ход умного и интеллигентного вымогателя. Эмоционально- что то подобное появлению Бэнкси.
Очень милая история, спасибо!
Шикарная история! Спасибо!
Его история куда больше заслуживает экранизации, чем история примитивного психопата Френка Ширана
Ну, вот где такое еще возможно? "В 2011-м Функе встретился с Далеки, который пожал главному противнику руку и отдал должное...", преступник-одиночка, который боится что от его действий кто-то пострадает. Это не закрытый колл-центр для обзвона клиентов Сбербанка по утекшим базам с работой на большого авторитетного дядю. Это, скорее, история про общество в стране либеральной демократии :)
Какая хорошая история :)
не умеют немцы ценить своих художников
Сначала не понял, а потом кааак понял!