Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. Художник — Эмиль Синьоль, 1847 год. Фото: Wikipedia

Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. Художник — Эмиль Синьоль, 1847 год. Фото: Wikipedia

Пересказ книги «Негодяи и ангелы: честный взгляд на добро и зло в христианской истории» («Bullies and Saints: An Honest Look at the Good and Evil of Christian History») историка Джона Диксона.

Контекст

Христианство часто подвергается нападкам. Аргументы широко известных критиков религии вообще и христианства в частности— таких как Ричард Докинз или Дэниел Дэннет — многим кажутся справедливыми. Так, Докинз уверяет, что все войны в мире начинались из-за религии: «Не могу вспомнить ни одной войны, которая бы началась во имя атеизма».

Австралийский историк христианства (и сам верующий протестант) Джон Диксон подтверждает слова атеиста: действительно, войны во имя атеизма вряд ли возможны. Как и любое другое действие — плохое или хорошее — ведь атеизм никак не привязан к нормам морали. С другой стороны, никто, даже преданный христианин, не может отрицать несправедливость, творимую (по крайней мере, на первый взгляд) во имя Бога или церкви на протяжении истории. Но сколько таких поступков на самом деле связаны с религией? И правда ли, что всего добра, которое заложено в христианском учении и практикуется и практиковалось миллионами христиан постоянно, недостаточно, чтобы искупить несправедливость?

В своей книге историк старается ответить на эти вопросы. Он берет историю христианства и старается показать ее как есть — с ее святыми и грешниками, которые в любой истории, не только религиозной, встречаются на каждом шагу. Кроме того, он показывает, как кажущиеся сугубо религиозными конфликты и точки напряжения в истории (к примеру, конфликт в Северной Ирландии во второй половине ХХ века) оказываются гораздо более сложными историями, не во всех из которых религия играет важную роль.