Министр обороны РФ Сергей Шойгу и премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Министр обороны РФ Сергей Шойгу и премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Russian Government / via Globallookpress.com

В последние дни весенней сессии российский парламент принял закон, разрешающий правительству вводить специальные меры в сфере экономики «в целях обеспечения проведения Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ». Его авторы утверждают, что в ходе этих операций «возникает краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружения и военной техники и обеспечении материально-техническими средствами», для чего потребовалось «временно сосредоточить усилия в отдельных отраслях экономики…, дозагрузить производственные мощности организаций оборонно-промышленного комплекса, включая мобилизационные, и организовать ресурсное обеспечение поставок в рамках государственного оборонного заказа».

Из закона следует, что правительство наделяется полномочиями расконсервировать мобмощности и «разбронировать» запасы из госрезерва. Власти получили право в обход Трудового кодекса увеличивать продолжительность рабочего времени, вводить работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, отменять отпуска. Пожалуй, главной новацией закона является то, что юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказываться от заключения договоров и госконтрактов. Кроме того, по представлению силовых ведомств правительство может по своей воле увеличивать или уменьшать количество товара, объем работы или услуги в рамках Государственного оборонного заказа.

Многие комментаторы, находившиеся под впечатлением от заявленной жесткости новых полномочий правительства, поспешили объявить о переходе России к мобилизационной экономике. Однако, как мне представляется, вывод этот не является точным. Дело в том, что мобилизационная экономика является плотью от плоти от мобилизационной армии. А смысл существования последней заключается в способности в кратчайшие сроки решительно, в несколько раз, увеличить численный состав вооруженных сил.

В XIX веке прусские военные реформаторы сделали открытие, коренным образом изменившее характер последующих военных конфликтов. С одной стороны, наполеоновские войны убедительно продемонстрировали, что победа на поле боя принципиально зависит от размеров армии. Побеждают большие батальоны, замечал Бонапарт. Однако для государства было слишком накладно содержать огромную армию и в мирное время. Эту задачу решало создание массовой призывной армии, в которой должны были несколько лет прослужить все мужчины страны. Получив военную подготовку, они по завершении срока увольнялись в резерв. Их в любой момент можно было «призвать под знамена» и тем самым кратно увеличить численность вооруженных сил.

XX век внес в эту концепцию свои коррективы. Выяснилось, что для победы многочисленную армию необходимо оснастить современными вооружениями. Так, в 1914-м России удалось мобилизовать миллионы людей, однако вооружить их должным образом не удалось.