Maksim Konstantinov / Global Look Press
Вчера на российских биржах царило медвежье настроение, и для этого были все основания. Пятничное выступление главы ФРС Джерома Пауэлла на ежегодном экономическом симпозиуме Федерального резервного банка Канзас-Сити в Джексон-Хоуле не оставило сомнений в том, что регулятор решил пожертвовать ростом фондового рынка ради борьбы с инфляцией. В результате понедельник рынки завершили серьезным падением.
И хотя российский фондовый рынок, отсоединенный от мировых, теперь живёт своей жизнью, было понятно, что ужесточение денежно-кредитной политики ФРС означает и меньший спрос на российское сырье.
Для «Газпрома» хорошие новости кончились гораздо раньше. Конечно, компания, благодаря рекордным ценам на газ, заработала хорошие деньги. Но, во-первых, объявленные рекордные дивиденды за 2021 год были отклонены собранием акционеров компании, где решающий голос принадлежит государству — эти деньги государство решило не делить с другими акционерами и полностью забрать в виде дополнительного налога.
Во-вторых, уже понятно, что рекордные цены — это не надолго. Сейчас компания получает сверхприбыли благодаря тому, что резко сократила поставки в Европу, стремящейся заполнить газохранилища в преддверии зимы любым путем. Но зима кончится — а газ европейцы решили получать от других, менее токсичных поставщиков. Мечты перенаправить газ в Китай вряд ли сбудутся в полном объеме — да и не будут китайцы покупать газ по $3000 за тысячу кубометров. Сжигание же недопоставленного газа в факеле вряд ли можно считать позитивным для котировок акций компании.
Однако с утра вторника акции «Газпрома» начали расти.