Владимир Путин на совещании в штабе военной операции в Украине

Владимир Путин на совещании в штабе военной операции в Украине

Kremlin.ru

Последнее время все чаще высказываются предположения о том, что произойдет с Россией после того, как ее войска будут окончательно разгромлены на полях сражения в Украине. Здесь весьма непросто удержаться от соблазна выдать желаемый вариант развития событий за реальный, и предсказателей, красочно описывающих грядущее крушение путинского режима и торжество прекрасной России будущего, имеется в избытке. В ответ Андрей Пионтковский и Владислав Иноземцев, как бы страхуя себя от чрезмерного оптимизма, нарисовали сценарий того, что и после полного разгрома на полях сражений Украины Владимир Путин и его команда смогут усидеть в Кремле.

Находясь в Вашингтоне, вдалеке от эпицентра событий, я не берусь судить о том, что же будет на самом деле. Вместо этого хочу предложить вашему мнению обзор того, что уже было в подобной ситуации — когда авторитарный режим, затеяв агрессивную войну, проигрывал. Для простоты предлагаю ограничиться относительно недавней историей, свидетелями которой стало мое поколение.

Итак:

• в 1971 году де-факто диктатор Пакистана генерал Яхья Хан подал в отставку и вскоре был помещен под домашний арест после того, как пакистанская армия была разгромлена в Восточной Бенгалии в войне, которая привела к созданию государства Бангладеш;

• в 1975 году режим черных полковников в Греции был свергнут после того, как греки потерпели военную неудачу на Кипре;

• в 1982 году пала военная хунта в Аргентине после провала попытки захватить Фолклендские острова;

• в 1991 году коммунистический диктатор Эфиопии Менгисту Хайле Мариам бежал из страны после нескольких сокрушительных поражений его войск в Эритрее, последнее из которых случилось за год до его бегства;

• в октябре 2000 года бывший председатель президиума ЦК Союза коммунистов Сербии, переформатировавшийся в президента Слободан Милошевич был свергнут в результате «Бульдозерной революции», которой предшествовало поражение сербской армии в Косово за полтора года до того.

К этому списку можно также добавить затяжные изнурительные партизанские войны, в которых завоеватели так и не смогли одержать решительную победу. Войны в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау способствовали Революции гвоздик в Португалии в 1975 году, война в Юго-Западной Африке подстегнула процесс реформ, который привел к демонтажу режима апартеида в ЮАР, в какой-то мере война в Восточном Тиморе способствовала отставке генерала Сухарто в Индонезии в 1998 году, а война в Афганистане — началу эпохи перестройки и гласности в СССР при Горбачеве.

Список можно было бы продолжить, но не хочется утомлять читателя перечислением имен, дат и названий стран, ведь мысль моя достаточно проста: наряду с вооруженным восстанием и физическим устранением тирана военное поражение во внешнеполитической авантюре является одним из самых оптимальных способов отстранения диктатора от власти.

Проиграть войну и остаться у власти

Но не менее интересны и исключения из этого правила: