Bai Xueqi/XinHua
Март — месяц траурных годовщин: осада Мариуполя, бомбардировка драматического театра, военные преступления в Буче. В канун этих дат в Москве прошли обыски сотрудников историко-просветительского общества «Мемориал», ликвидированного российским судом. Неужели даже закрытая властью организация может представлять опасность, а само напоминание о темных страницах нашего прошлого так пугает? Могут ли траур и сохранение памяти тоже стать оружием борьбы?
Весна цветет трауром. В 2023-м мы встретим много скорбных годовщин: осада Мариуполя, военные преступления в Буче, — а это только март. В то же время сейчас происходят события, привлекающие наше внимание: продолжаются бои в Бахмуте, Владимир Путин объявлен в розыск, Си Цзиньпин приезжает в Москву. И кажется, что нет времени горевать, надо проживать момент здесь и сейчас. Но действовать тоже практически невозможно. Не считать же бесконечную иронию или споры в соцетях политическим действием.
С началом войны моральные объяснения снова вошли в моду. Уже привычными стали разговоры о том, как измерять личную и коллективную вину, а главное, — как с ней жить. Можно вспомнить, что ты никогда не был русским, и сменить гражданство. Или призывать к коллективному покаянию. Или стремиться к тому, чтобы стать самому моральным авторитетом и отделять тень от света, злых от добрых. Главное не молчать, если молчишь — за тебя скажут другие.
Да и молчать, кажется, невозможно. Молчание — это замалчивание, от страха или по условиям сделки с российским режимом. Да, тех, кто молчит, порой можно понять, но их поведение от этого не становится образцом для подражания. По итогу человек, который эмоционально переживает то, что происходит в России и в Украине в последний год, оказывается в ситуации, когда чувствовать он может все, а сделать — почти ничего.
И даже не важно, какая у него политическая ориентация: простор для маневра у искренних сторонников войны тоже не очень большой. Мы мало знаем имен погибших в ходе войны со стороны России. Много ли «патриотов» могут перечислить всех новых героев? Да и есть ли они?
Возникает странная ситуация, когда во времени, котором мы живем, мы не можем себя проявить, а прошлое как будто бы еще не ушло.
Ведь оплакивать годовщину бомбежки российскими войсками драматического театра в Мариуполе — значит, что сама война стала от нас дальше. Если мы ощущаем отдельные ее эпизоды уже как историю. Такая мысль тоже кажется циничной. Но ведь у горевания есть и другая функция. Это не только обращение к прошлому. Траур проясняет нам настоящее. У молчания есть свое право на существования.
ФАС