Oliver Contreras - Pool via CNP / Consolidated News Photos / Global Look Press / kremlin.ru
«Береги себя, дорогой друг», — сказал на прощанье Владимиру Путину председатель КНР на крыльце Большого Кремлевского дворца.
Перед этим из уст Си прозвучала многозначительная фраза, с которой Путин согласился: «Сейчас идут перемены, которых не было в течение ста лет. И мы вместе двигаем эти перемены».
В то же время в принятом по итогам совместном политическом заявлении (его текст еще не опубликован), судя по сказанному обеими сторонами, закреплено не раз повторявшееся в предыдущих документах положение о том, что отношения России и Китая не направлены против третьих стран. И, судя по всему, нет фразы об отсутствии у двустороннего сотрудничества границ и запретных тем.
Искусство сидения на двух стульях
И здесь, конечно, получается очевидная дихотомия: если Россия и Китай «вместе двигают» небывалые за сто лет перемены в мире, то такие действия вроде бы неизбежно вступают в конфликт с глобальной политикой США. Иными словами, Си оказывается в щекотливом положении. «На кону для китайского лидера, замечает CNN, — стоит вопрос о том, сможет ли он укрепить связи с партнером, которого Китай считает крайне важным для противодействия предполагаемому доминированию США…»
Визит Си подтвердил, что в Москве и Пекине исходят из того, что США рассматривают Россию и Китай как враждебные и даже вражеские режимы, и все, что США делают, направлено на сдерживание России и Китая и даже их дестабилизацию. Это общее взаимопонимание объективно ведет к выстраиванию «единого фронта» противостояния Соединенным Штатам с подключением к этому фронту Ирана и ряда других дружественных России и Китаю стран. Очевидно, что Кремль в этом контексте вовсе не против довести двусторонние отношения в Пекине до уровня обязывающего военно-политического союза, хотя обе стороны и закрепили год назад положение о том, что их отношения по своему характеру и содержанию превосходят уровень военно-политических союзов времен холодной войны.
соцсети