Artem Priakhin/Keystone Press Agency/Global Look Press

После полномасштабного вторжения России в Украину часть россиян, которая противопоставляет себя путинскому режиму, начала переосмыслять День Победы. Люди ставят перед собой неудобные вопросы, которыми раньше задавали только профессиональные историки и узкий круг интересующихся. Социальный аналитик Сергей Шелин рассказал Фариде Курбагалеевой, какие метаморфозы за свою историю переживало празднование 9 мая, почему День Победы превратился в день победобесия и как он должен отмечаться в обществе, которое не одержимо ведением захватнических войн.

«Победный культ, который режим сделал своей религией, испытывает явный кризис»

Второй год подряд День Победы в России проходит в условиях «спецоперации». Это сказывается на традициях его празднования или все остается как прежде?

— Власти хотели бы, чтобы праздник прошел примерно так же, как прежде, но дополнился еще одной победой — над Украиной. В прошлом году никакой победы не было, а в этот раз они еще и боятся крупных неприятностей: ударов беспилотников или чего-то еще. Так что 9 мая для них испорчено. Я уже не говорю о том, что Путину хотелось бы, чтобы в Москву на празднование приехали какие-то правители и желательно побольше. Чтобы он чувствовал себя главным. Пика это достигло в 2005 году, когда в Москву съехались буквально все, начиная от президента США и председателя КНР и заканчивая генсеком ООН и немецким канцлером. Сейчас, конечно, картина совсем другая. На трибуне одиноко.

А ведь торжества вокруг 9 мая — главный способ самоутверждения режима.

В нынешней мутации этого праздника — а у него большая история развития — это день войны и обязательно победы, а не день памяти о бедствиях. И сейчас получается, что война есть, а победы нет. Это не то послание, которое режим привык направлять своим подданным. Он не может им сообщить, что силен как при Сталине и что «может повторить». Потому что не может, оказывается. Победный культ, который режим сделал своей религией, испытывает явный кризис.

А то, что в этом году не будет неизменного в последнее время атрибута 9 мая, акции «Бессмертный полк», кризис усугубляет?

— Эта акция стала важнейшей частью казенной религии. «Бессмертный полк» именно потому и был захвачен властями, что добавлял во всю эту казенщину ноту человечности. И то, что его сейчас отменили (потому что появятся фотографии убитых на войне в Украине или, может быть, сказался страх перед проведением больших шествий), конечно, тоже подрывает устойчивость этого культа.

В знаменитом стихотворении Жени Беркович, сейчас арестованной, внук мысленно разговаривает с дедом-фронтовиком, и дед ему говорит, что не нужно ему ни бессмертного полка, ни смертного, и просит «не носить меня на парад». Не все согласятся, но мне кажется, что «Бессмертный полк», который был придуман в начале десятых годов искренними энтузиастами, а через три года был оприходован властями, мог возникнуть только на фоне уже ставших к тому времени ежегодными военных парадов и казенных шествий.