Источник: kinopoisk.ru
Фаина Георгиевна Раневская дала одно-единственное интервью в своей жизни — театральному критику Наталье Крымовой. Для телевидения. Великая, пугающая смелостью и откровенностью формулировок, несгибаемая Раневская тут — нежная пожилая дама, смущенная неожиданным вниманием к ее персоне. «Почему вы кочевали из театра в театр?» — спрашивает Крымова. — «Искала святое искусство». — «И нашли?» — «Да». — «Где?» — «В Третьяковской галерее». А в конце сетует: «Фактически ничего не сыграно. Все, что я хотела сказать, осталось при мне. Режиссеры меня не любили…»
Как ни странно, как ни нелепо — даже если отбросить ее собственные рефлексии относительно места в искусстве, она права. Всего два десятка фильмов, одна главная роль, остальные — в лучшем случае второстепенные роли, а преимущественно — и вовсе эпизоды. Но при этом — популярность, какой не было ни у кого из актрис ее поколения. Да что там «ее поколения» — кто вообще может с ней потягаться? Любили многих, и заслуженно любили, но народная любовь к Раневской была другого рода. Раневская необъятна, и отношение зрителя к ней не исчерпывается словом «любовь» или «популярность». Это что-то другое, что-то глубже — это еще и пиетет, и трепет, и все, что может возникать в душе и мозгу при виде таланта такого масштаба.
Она сыграла в кино на удивление мало — это при том, что уже в середине жизни ее называли лучшей отечественной актрисой. А президент США Рузвельт, посмотрев «Мечту», заявил, что Раневская — одна из лучших актрис на планете и великая трагическая актриса. Но мнение президента США в СССР было не указ, и больше ей ничего подобного по драматической силе образа не предлагали.