В издательстве «МИФ» вышла книга «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство». Ее авторы, этнографы Наталья Серегина и Надежда Адамович, живо рассказывают о том, какой была интимная жизнь на Руси.

Из книги читатель узнает, как жили и любили друг друга люди в семьях княжеских и царских, боярских и крестьянских, в семьях рабов и простых горожан. Как признавались в чувствах, как заключали браки, разводились и даже какие сексуальные практики предпочитали.

С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Куда там Камасутре».

Считается, что Индии необычайно повезло: сокровища ее сексуальной культуры сохранились в книгах вроде Камасутры. Делать же выводы о сексуальной жизни языческой Древней Руси на основании нескольких сомнительных заметок иноземцев совершенно невозможно. То, что с принятием христианства у славян появились собственные письменные источники, тоже не очень помогает. Когда мы говорили об игрищах, то сталкивались с такой цитатой:

…рыщут на гуляниях и по пляске узнают, которая жена или девица исполнена похотливым желанием к юношам, и от взглядов и от обнажения частей тела, и от жестами пальцами и обмена перстнями, плотью и сердцем распалясь, целуются с лобзанием и совокупляются…

Так записано о «звериных обычаях» восточнославянских племен в Повести временных лет. Такие свидетельства современников позволили историку Николаю Рожкову (1868–1927) сделать вывод, что для Руси XI-XII веков характерна чрезвычайная «распущенность и извращенность половых отношений». А вот современные историки, напротив, пишут о настоящей сексофобии, присущей русской культуре! Следует уточнить, что последнее касается христианских норм, в которых любые формы интимных контактов — даже между супругами — воспринимались как блуд.

Дело в том, что в XI-XIII веках представления о норме сексуальной жизни транслировали две противоречащие друг другу традиции: древняя славянская, где допускалась определенная интимная свобода, и христианская, трактующая секс как грех для обоих полов. Борясь с этим грехом, священнослужители постоянно ужесточали для паствы запреты, касающиеся половой жизни. Наталья Пушкарева подсчитала, что русский человек, соблюдавший их все, имел бы не больше пяти сексуальных контактов в месяц. Да, и вступать в связь дважды за ночь тоже запрещалось, поэтому границы получались очень жесткие.

Вместе с тем иностранцы XVI-XVII веков единодушно отмечали сексуальную раскрепощенность представителей русского народа.