Петр Глебов в роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон" (реж. Сергей Герасимов, 1957)

Петр Глебов в роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон" (реж. Сергей Герасимов, 1957)

В этом году — 40 лет со дня смерти Михаила Шолохова, а в следующем — 120 лет со дня рождения. Сколько будут помнить и читать главный роман нобелевского лауреата — «Тихий Дон», — столько не будут смолкать споры об авторстве. Для многих факт плагиата давно уже аксиома, у многих в запасе огромный арсенал аргументов за авторство Шолохова. Споры будут продолжаться еще долго — в конце концов и личность Шекспира, творившего пять веков назад, до сих пор вызывают жгучие распри. Но как вечен и неоспорим «Гамлет», так вечен и неоспорим останется «Тихий Дон» — одно из главных произведений не только советской, да, пожалуй — и мировой литературы ХХ века.

Когда Шолохов затевал «Тихий Дон», главный герой носил другое имя — его звали Абрам Ермаков. Прототипом героя послужил «забурунный», как говорили на Дону, казак Харлампий Ермаков. «Забурунный» — значит «удалой», а также «вздорный», «скандальный». Впоследствии, когда прототип был в одночасье обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян, писатель придумал герою новое имя. Так появился Григорий Мелехов.

«Не ищите вокруг себя точно таких людей, с теми же именами и фамилиями, каких вы встречаете в моих книгах. Мои герои — это несколько черт, собранных в один образ», — уверял Шолохов. Так-то оно так, да не зря же поначалу он дал герою фамилию Ермаков.