Портрет современной российской эмиграции был на днях представлен в IFRI (Французский Институт Международных Отношений) исследованием, проведенном только что созданным аналитическим центром Center for Analysis and Strategies in Europe (CASE), в экспертный совет которого от России вошли политик Дмитрий Гудков, экономисты Дмитрий Некрасов, Андрей Мовчан, Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев. Согласно исследованию, новая эмиграция — это молодые, высокообразованные люди, выступающие против Путина и против войны с Украиной. Об этих людях, их месте в Европе и о самом аналитическом центре мы поговорили с Владиславом Иноземцевым.
— Начнем собственно, с самого CASE. Зачем нужен был новый аналитический центр и почему в нем так много экономистов?
— Дело в том, что сейчас в среде людей, которые занимаются Россией, сложилась довольно странная, на мой взгляд, ситуация. Она заключается в том, что, с одной стороны, есть западные think tanks, имеющие подчас вполне определенную точку зрения. Соответственно, они слушают и пытаются развивать или презентовать мнения, в основном своих сотрудников и тех, кто находится в схожей интеллектуальной парадигме. Фактически невозможно быть услышанным на Западе, не будучи fellow в одном из таких центров: неважно, насколько у тебя может быть оригинальна или разумна точка зрения — если ты находишься вне этих структур, созданных и устоявшихся, надежда на то, что ты куда-то продвинешься и сможешь представить свою точку зрения, крайне низка. Особенно это касается Америки. В Европе более свободно, газеты печатают и людей, не ассоциированных с подобными центрами.
При этом, если какой-то новый человек даже достигает успеха (чего я всем желаю) в такого рода структуре, сложившаяся там интеллектуальная среда, так или иначе, его, скажем, не столько формирует, сколько, так сказать, загоняет в определенные рамки. Соответственно, уже какие-то альтернативные мнения услышать тяжело. Но это общая ситуация, с одной стороны. С другой стороны, российская экспертная среда сейчас выглядит, на мой взгляд, очень сильно политизированной. Потому что наша свободная экспертиза практически вся эмигрантская, и, само собой, очень жестко нацелена на политические заявления: чем резче ты выразился, тем, соответственно, больше тебя процитировали, больше лайков, больше внимания, идёт монетизация через интернет, тебя приглашают на мероприятия и так далее, и так далее. Вот эта логика не является, на мой взгляд, оптимальной. Потому что пусть и достаточно нудный, но объективный и безэмоциональный анализ, не вызывает всплесков внимания и, соответственно, проходит менее замеченным. Вот эта дихотомия и требовала создания такого центра, что понимали, кстати, не только мы: например, несколько месяцев назад Борис Бондарев — единственный дипломат, подавший в отставку после нападения России на Украину, — в The Moscow Times написал хорошую колонку, в которой объяснил, почему необходим такой центр. Я даже удивился, когда прочитал её, потому что к тому времени мы уже работали над созданием CASE.
Задача наша такая: мы не хотим участвовать в политических разборках, мы не учим людей жить. Мы пытаемся проводить объективные исследования и представлять взвешенную позицию. То есть если, допустим, российская экономика чувствует себя в целом нормально, но многим хочется увидеть как она вот-вот развалится, мы не будем утверждать, что она скоро рухнет, потому что намерены предоставлять правдивую информацию (кстати, один из наших ближайших докладов может быть посвящен степени объективности российской статистики). Или, допустим, мы хотим оценить вероятность различных вариантов мирного соглашения по Украине. И тоже мы пытаемся без заламывания рук, без возгласов «все пропало» или «война до победы», посмотреть — в том числе, с экономической точки зрения, на выгоды и перспективы отдельных вариантов и заинтересованность в них у различных политических сил. Ещё раз повторю, мы не хотим выпячивать собственную позицию. Мы просто хотим чередой намеков говорить людям о том, что можно было бы предпринять.
Татьяна, огромное спасибо за столь содержательную беседу с Иноземцевым! И, вообще, каждый Ваш материал очень качественный и подсвечивает проблемы с неожиданных ракурсов. Спасибо Вам!
Спасибо за отзыв :) Я действительно стараюсь говорить с людьми, которые имеют свой, неожиданный взгляд на проблемы
Хм. У меня много знакомых во Франции, в основном правда на Лазурке. Но никто особо не жаловался на бюрократию. Да, медленно. Но таки работает.
Среди моих студентов - российские релоканты, украинские и сирийские беженцы. Не вижу причин делить их по сортам - выходцы из Алеппо и Дамаска работают в Германии так же, как и выходцы из Москвы и Киева в Германии, Британии, Канаде и Штатах. Не вижу причин предоставлять какие-то особые преференции российским мигрантам в надежде на то, что в будущем они вернутся, чтобы строить новую Россию. Это как-то очень по-русски - претендовать на исключение из европейских бюрократических процедур.
Мне кажется, префенции нужны для тех, кто полезен принимающим государствам, а антипреференции - для тем, кто вреден. И, конечно, строиться они должны совершенно не по-национальности или цвету кожи, а по объективным критериям: по наличию высшего образования, по знанию языков и по готовности выучить язык принимающей страны хотя бы до примитивного уровня, по готовности найти работу за Х месяцев после поступления в страну и т.п.
Согласна
Такие преференции существуют - это программы Skilled workers в Северной Америке и во многих европейских странах.
Но эти критерии и балльные системы не применяются к беженцам
Беженцы - это другая категория. Убежище предоставляют в первую очередь по гуманитарным соображениям, хотя в среднесрочной перспективе в принимающих странах их тоже рассматривают как трудовые ресурсы. Среди моих студентов-беженцев типичная история - overqualified and underpaid, в отличие от тех, кто успел выехать по программам skilled workers.
то есть преференции должны быть только у сирийцев?)
Спасибо Татьяне за интересный материал, а Иноземцеву - за то, что пытается сделать для российских мигрантов-релокантов.
Сдвигать дело с мертвой точки надо. Тем более, что в тех же США российская диаспора в общественном и политическом смысле просто отсутствует (чего не скажешь о тех же индусах или китайцах).
НО! И оборотная сторона медали тоже есть: мигрантов/релокантов из России надо очень тщательно проверять: пользуясь ситуацией что в Европу, что в США пытается пробраться фсбшная агентура, и это не шутки (как показывают последние новости о диверсиях в Европе и инцидентах с российскими оппозиционными активистами).
Спасибо за отзыв :) Опасения такие есть и, думаю, они частично объясняют настороженное отношение к российской эмиграции. Но главная причина, ИМХО - первоначальное убеждение в том что "скоро все наладится" - санкции заставят Путина отступить, и тут-то российская оппозиция его скинет. Все же его считали "диктатором обмана", по классификации Гуриева, а не "диктатором страха". Сейчас стало понятно, что и война надолго, и санкциями ее не остановить, и никакое набивание своими телами автозаков, к чему вначале призывал Навальный, не поможет. Значит, нужно решать, что делать в долгую
Честно говоря, у Владислава весьма наивный взгляд на новую русскую эмиграцию.
Я сам к ней принадлежу, неплохо обосновался в Германии и завёл много знакомств среди таких же уехавших. Я тоже верил, что эмиграция в Европу - это, как минимум, хорошая школа демократии и космополитизма - того что в России так не хватает.
Но за два прошедших года я заметил разительные перемены в моих новых друзьях. И эти перемены произошли далеко не в лучшую сторону. Из разговоров с ними я более-менее понял как русский иммигрант проходит такие метаморфозы.
Начинается всё с столкновения с реальными украинцами. Оказывается многие украинцы в Европе, мягко говоря, огорчены россиянами и не хотят делить их на хороших и плохих. А хотят они чтобы все противники Путина вернулись в Россию и не считаясь со своим благополучием попытались совершить гос-переворот. Получается, что человек бросает привычную жизнь и бежит в Европу, потому что сердце у него за украинцев кровью обливается, а ему эти самые украинцы говорят - езжай ка ты обратно и там умри.
Это нехорошее зерно и даёт оно нехорошие всходы. Дальше наш герой обнаруживает, что в Европе нет особого энтузиазма по поводу его приезда - он такой же иммигрант, как тысячи других людей из Турции, Индии, Ливии, Египта, Сирии. "Как же так?" - думает он: "Я же почти европеец. Белый, цивилизованный, христианин. Крутой специалист. Я приехал сюда работать. А меня кидают в одну корзину с *этими*". И можно было бы познакомиться с *этими* товарищами из других культур и узнать их истории. Как много общих тем он бы нашёл: беспросветность авторитаризма, украденные выборы, торжество коррупции и мракобесия. Как много родного он увидел бы в этих непривычных лицах! Но гораздо проще пойти по прокатанной колее. Мы привыкли ненавидеть чеченцев и таджиков, с неприязнью смотреть на мусульман. И эта ненависть находит новую цель. "Понаехали. На пособии сидеть и немок насиловать. Адика на вас нет." - цедит сквозь зубы наш человек.
Затем он устраивается на работу. Европейцы поддерживают очень хороший баланс между жизнью и работой, ценят свободное время и любят тратить его на хобби, а не на постоянное повышение своей квалификации. Тем более рабочих мест полно, а прогрессивная шкала налогообложения лишает смысла погоню за высокими зарплатами. Но не это видит наш человек: "Бездари. Ничерта не знают и учиться не хотят. Понапридумывали себе профсоюзов лишь бы не работать. Разогнать всех этих коммунистов ссаными тряпками! В России этих всяких профсоюзов нет и ничего - хорошо работали."
Приходит первая зарплата, а с ней и первые подсчёты. Бензин и электричество возмутительно дорогие. А тут ещё и зелёные опять приклеили себя к трассе. "Бездельники. Что полиция с ними возится? В СИЗО зачинщиков и на швабру! Снести все ветряки, открыть АЭС, закупить нефть у России - к чёрту Украину! Был бы гражданином - голосовал бы за AfD" - неистовствует наш герой.
Тем временем российская оппозиция грызётся между собой и делит шкуру неубитого медведя, обладая реальной властью лишь над своими YouTube-каналами. В Европе тоже кипит политический процесс - как это принято в демократиях до неприличия, порнографически открыто. Постоянные споры и обсуждения, конфликты между институтами, метания партий между личными целями и голосами избирателей. Смотрит на это наш человек и говорит: "А будущее всё-таки за автократиями. Демократия - бессмысленный балаган. Европе нужен сильный лидер, который построит стабильность железной рукой."
Разочарованный и потерянный, наш иммигрант ищет почву под ногами и находит её в лице весьма обширной русской диаспоры. Потомки белоэмигрантов, советских солдат, авантюристов из лихих 90х. Очень разные люди, но объединённые любовью к России, презрением к европейцам и уважением к Путину. "Мы, русские, просто умнее и честнее. У нас сила в правде, а не в пустых словах и SJW-истерике" - понимает он: "Что я себя стыжусь. Я ведь вырос на наших улицах. Я софт воровал с детства, сдавал зачёты за бутылку, пилил бюджет в гос-шараге. Я этих европейских тюфяков так облапошу - Вайркард цветочками покажется - только глазами хлопать будут!"
Получается, что вместо того чтобы принести Европу в Россию, такой человек приносит Россию в Европу.
Не даром Кипр, где русскоязычных 10% населения страны, по расследованию центра Досье стал кошельком для российских элит и вольницей для российских спецслужб, а проклемлёвские партии оказывают серьёзное влияние на его политику.
Даже Владислав не избежал этой заразы. К чёрту equity, к чёрту инклюзивность - это всё "левацкая отрава, которая проникла в сознание европейского правящего класса и требует вечного покаяния перед несчастными бывшими колонизированными народами, которых они якобы так долго угнетали". Русскому человеку сразу видно, что это "тяжёлое ментальное отклонение".
А там глядишь и CASE "без заламывания рук, без возгласов «все пропало» или «война до победы»" намекнёт: к чёрту Украину, пора покупать российскую нефть - европейский избиратель устал от дорогого бензина.
Спасибо Вам.
Хотела написать комментарий, прочитав про левацкую заразу и ментальное отклонение, а вы уже это сделали до меня, браво!
Да, у господина Иноземцева налицо когнитивный диссонанс. Мы --- хорошие русские, вам от нас и наших денег будет большая польза, мы несем вам только добро, не то что всякие сирийцы! Ну ладно, вывести расизм из россиянина -- задача действительно сложная, что уж там...
Но прямо в следующем абзаце начинается вот этот поток откровений с претензией на то, что сейчас он научит европейцев настоящей демократии и правильной жизни... Это же прямо какой-то гребаный стыд, ей-богу. Начитесь сначала просто уважать избранных народом представителей "европейского правящего класса", каким бы они ни были -- левыми, правыми, любыми. Ведь это в конце концов, благодаря именно "левацкой заразе" нас, россиян, в принципе пускают в это европейское пространство и еще и пособия некоторым платят. Не бывает пособий россиянам без пособий условным сирийцам, неужели это не понятно? Комплексы колонизаторов? Да, и это нормально. У вас-то комплексов по отношению к Кавказу, судя по всему, нет.
И после этого читаем снова: "Они едут в Европу, чтобы приобщиться к европейским практикам, чтобы жить, как европейцы."
"Левацкая зараза" -- это и есть европейские практики. Пока не поработаете над вокабуляром, так сказать, господин Иноземцев, не приобщитесь.
Шаблон Владислава хреновый, сейчас я вам свой нарисую. И вот каждый рисует шаблоны из своего информационного пузыря и проецирует свой болезненный опыт на всех.
Да, многие проходят описанный вами путь. Но многие проходят и другой. И такие же пути разворачиваются и перед иммигрантами из других стран. Но нет, это русские не тот народ.
Может, стоит понять, что люди разные? А за AfD внезапно голосуют и немцы и те же недавние иммигранты с ближнего востока, которые "выбились в люди" и норовят выкинуть из своей новой страны бездарных прежних соотечественников?
Тяжело вам в Германии, наверное, с такими русскими вокруг
Писал перед сном и не заметил, что из фразы "заметил разительные перемены в моих новых друзьях" выпало слово "некоторых".
Разумеется люди разные. Но больше всего меня поразили именно такие случаи. Когда человек который в прошлом году рассказывал мне как на Болотной стоял - в этом втирает про сильную руку и "правильных" диктаторов - это как-то дико.
Поэтому с шаблоном Владислава я не согласен: нельзя утверждать, что российские релоканты "политически безопасные" и наивно считать, что большинство из них станут "успешными европейцами" и привезут опыт западных демократий в Россию. Многие большевики были эмигрантами и вернулись из Европы с теми ещё подарочками.
Но согласен мне тяжело с русскими в Германии, особенно на востоке - никогда не знаешь, что у них на уме. Поэтому приходится подбирать слова и избегать разговоров о политике. С турками и индусами мне гораздо проще.
Очень живописный комментарий, причем со многими паттернами согласен (тоже живу в Германии, и тоже проблемы вами описанные вижу и воспринимаю, хотя за afd не голосую))).
Так может истина и есть где-то посередине, о чем и рассказывают, и что и продвигают CASE? И не надо быть обязательно за Путина, чтобы видеть "левацкую отраву"?
Что-то как-то странно... Слишком утрированный взгляд. Не знаю что за человек этот комментатор, когда он попал в Европу, чем там занимается и кто его знакомые - мигранты из России. Это отдельный вопрос.
Надеюсь, это реальный человек с реальным опытом, а не очередной ольгинский бот. Хотя, часть его "размышлений" как раз наталкивает на мысли о ботах...
Я чуть-чуть напишу по своему опыту (я, правда, не в Европе, а по ту сторону океана).
--
1. Столкновение с реальными украинцами.
Я, правда, сам этнический украинец, и говорю и понимаю по-украински. Но на претензии типа "возвращайся и свергай путина" могу ответить: "возвращайся и защищай Украину". В расчете, да?
Хотя я тут ни от одного украинца такого не слышал.
2. Другие мигранты из других стран.
Не знаю, как там заведено в европах, но в США так сразу разрешения на работу не получить. Поэтому подался на фин. помощь (но, как правильно сказал Иноземцев, тут на нее не прожить). Одним из условий получения этой финпомощи - это что ты должен искать работу (и составлять об этом ежемесячный отчет) или учиться на бесплатных курсах английского. Мой соцработник, кстати, был афганец.
Ок, пытаюсь обьяснить ему, что не могу искать работу т.к. у меня разрешения на работу нет. Говорит: хорошо, иди учить английский. Чувак, мы с тобой уже полчаса раговариааем на английском, ты не заметил? Спрашиваю, есть ли какие-то курсы профессиональные, на которых я мог бы учиться, пока жду разрешения на работу. Нет, никаких курсов сейчас нет, кроме курсов английского для начинающих и курсов компьютерной грамотности (ага, самое то для старого компьютерщика с высшим образованием 'программное обеспечение компьютерных систем).
Хорошо, иду в школу для взрослых, благо она в соседнем здании, разговариваю там с женщиной, сотрудницей школы. Выслушала меня, отвечает: "Кто вас сюда отправил? Ибрагим? У вас неплохой английский, у нас на курсах вы только будете занимать место того, кому оно на самом деле нужно. Передайте Ибрагиму, что Элейн сказала, что вам нехрен делать на курсах английского."
Это про сравнение тех мигрантов с этими.
3. Мне плевать что там делит российская оппозиция, но когда кто-то пытается делать что-то для релокантов (как тот же Иноземцев) - это очень круто. Временами попадаются среди бывших "соотечественников" желающие тебя развести, облапошить, или просто вылить на тебя ведро дерьма (как тот таксист в "Брате-2"), но в моем случае хороших людей все-таки больше.
4. Левацкой заразы тут (Калифорния) и правда хватает. Попадаются люди (причем, американцы не в первом поколении,ив возрасте и т.д. и т.п.), которые вообще не понимают что за чушь они несут. Если бы не война, то, наверное, прославляли бы путина.
Так что тут Иноземцев прав! И, да, целовать в зад наркодилера и бандита Флойда только потому, что он черный - это действительно тяжелое ментальное отклонение.
Чему?