Депутаты Госдумы / duma.gov.ru

Вчера Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, который обязывает владельцев телеграм-каналов и аккаунтов в соцсетях с 10 000 подписчиков передавать в Роскомнадзор данные, позволяющие их идентифицировать. Тех, кто откажется от деанонимизации, лишат возможности размещать у себя рекламу, а другим пользователям соцсети будет запрещено делать репосты с опальных телеграм-каналов. Теперь пользователи Telegram обсуждают возможности обхода закона и дальнейшие перспективы работы мессенджера в России.

Ранее законотворцы хотели наложить бремя публичности на владельцев телеграм-каналов с числом пользователей от 1000 человек, но затем решили, что планка в 10 тысяч является «достаточно экспертной», по словам главы комитета по информполитике Александра Хинштейна. Эта планка, по его мнению, позволяет охватить регистрацией те каналы, которые пользуются повышенным интересом у пользователей и, соответственно, имеют авторитет среди них. Невключение в реестр Роскомнадзора не влечет за собой моментального запрета на блогерство, пишет он в своем телеграм-канале (более 122 тысяч подписчиков), но при этом лишает возможности заработка.

«Страницы/каналы, не отмеченные значком Роскомнадзора, не смогут размещать рекламу, собирать донаты, а их сообщения — нельзя будет репостить другим. При этом с 1 января 2025 года РКН получит право требовать от администрации соцсетей ограничивать доступ к тем страницам/каналам, чьи владельцы не предоставили регулятору данные о себе. Эти ограничения снимаются сразу после выполнения блогером требований закона».

Статс-секретарь — заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алена Руденко сообщила, что порог в 10 тысяч обсуждался с различными ведомствами: «Нам нужно было определить, что такое массовые каналы и какие каналы влияют на общественное мнение».

«Гайки постепенно закручивают. Власть прекрасно понимает, что авторы ТГ-каналов очень хорошо влияют на массы», комментирует ситуацию юристка и владелица телеграм-канала с 11 тысячами подписчиков. Она ждет документ от правительства, который установит пошаговый порядок — «и начнём ломать голову и набивать шишки, чтобы всё правильно сделать и не попасть на штрафы».

«И с этим ничего не поделаешь»