10 июня 1967 г.: израильские десантники у Западной стены ("Стены плача") в Старом городе Иерусалима. Главная святыня иудаизма была недоступна для евреев с 1948 г., когда восточные кварталы Иерусалима, включая Старый город, были оккупированы Иорданией

10 июня 1967 г.: израильские десантники у Западной стены ("Стены плача") в Старом городе Иерусалима. Главная святыня иудаизма была недоступна для евреев с 1948 г., когда восточные кварталы Иерусалима, включая Старый город, были оккупированы Иорданией

David Rubinger / picryl.com (Public Domain)

Альберт Эйнштейн, развивая принцип «бритвы Оккама», говорил, что «всё нужно упрощать до предела, но не более того». Возможно, американский историк Майкл Станиславски, профессор еврейской истории в Колумбийском университете и автор книги «Сионизм: наикратчайшее введение» (русский перевод только что вышел в издательстве Библиороссика / Academic Studies Press) в определенной степени нарушил этот принцип: «наикратчайшее» изложение сжато настолько, что в жертву краткости часто принесены важные детали.

Отчасти это оправдано: автор обязался изложить историю сионизма (то есть еврейского идейно-политического движения), а не историю Израиля (то есть еврейского государства) в целом, однако без этих деталей читателю, не погруженному в темы сионизма, мессианизма и поселенческого движения (без которых не понять современную ситуацию в Израиле и на Ближнем Востоке), кажется, не всегда будет легко уловить логическую связь событий.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Национализм и мессианство (1967–1977)», описывающей ключевое для современного Израиля десятилетие.