Фото: Игорь Брук специально для Republic
Вопреки многочисленным устрашающим пророчествам, полномасштабная война в Украине не убила, а даже оживила российскую экономику, подкошенную ковидными испытаниями. Таковы широко распространенные и устойчивые оценки. Впрочем, этому есть объяснение: страна встала на «военные рельсы» и начала жить на «стероидах», при этом Центробанк вынужден предпринимать радикальные действия, в том числе по повышению ключевой ставки (за что бизнес, особенно производственники, называют главу ЦБ Эльвиру Набиуллину «самым страшным человеком» России).
Но жить на «стероидах» постоянно невозможно, «рано или поздно наступает похмелье», уже можно наблюдать замедление экономического роста и признаки нового кризиса. На это обращает внимание известный экономист-регионовед, профессор географического факультета МГУ, главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич. Выступая с лекцией «Регионы России в новых экономических условиях» в екатеринбургском Ельцин Центре, она оценила остывание экономики РФ с опорой на открытые данные Росстата. Экономист подчеркивает, что первыми «стероидную ломку» из-за окончания льготной ипотеки ощутят секторы строительства и девелопмента. Также в числе первых жертв кризиса будут угольщики в добывающей промышленности и металлурги. Ситуация усугубляется еще и дикой нехваткой кадров на рынке труда. Корреспондент Republic побывал на лекции Зубаревич и пересказывает ее основные выводы.
Инвестиции и промпроизводство
«Кризис, вызванный февралем 2022 года, вопреки апокалиптическим прогнозам, был не самым долгосрочным. И это первый кризис за весь постсоветский период, когда не падали инвестиции», — сообщила Наталья Зубаревич в начале выступления.
Согласно данным Росстата, по итогам 2022 года объем инвестиций в России вырос более чем на 4,5%, в 2023-м — почти на 10% (а на отдельно взятом Дальнем Востоке и вовсе на 20%), в первом полугодии текущего года, в сравнении с картиной годом раньше, — еще на 11%. «Дальний Восток вырвался, когда стало понятно, что необходимо модернизировать Восточный полигон, то есть Транссиб и БАМ, — объяснила эксперт. — Но в этом году Дальний Восток уже не столь приоритетен: треть дальневосточных субъектов ушла по инвестициям в минус». Теперь, предположила Зубаревич, РЖД сконцентрировались на проектах нового здания компании в Москве и скоростной железной дороги между двумя столицами.