МЫ ИДЕМ В ТЮРЬМУ, ПРИПЛЯСЫВАЯ | ПИОНЕРКА СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ | ЧУДЕСА ТОЛЕРАНТНОСТИ
«Свободный разум» Рекса Блумштейна, режиссера из Великобритании – один из самых интересных и провокационных документальных фильмов последнего времени. Герои фильма собраны со всего мира: китайская девушка, описывающая в своем ЖЖ сексуальные контакты с десятками мужчин (количество посещений – 10 миллионов в день), сирийский поэт, бежавший от преследований в Швецию, алжирский карикатурист, которому грозит 20 лет заключения за оскорбление президента Алжира, и другие. В финале появляется английский писатель Дэвид Ирвинг и пытается доказать, что Гитлер не планировал уничтожать евреев и понятия не имел о Холокосте.
Кино Блумштейна исследует границы свободы – художественной, политической, сексуальной. Фильм экспериментальный: в том смысле, что производит эксперимент над публикой. Своеобразный экзамен: как далеко мы можем позволить зайти свободе другого человека?

Мы идем в тюрьму, приплясывая

Театральная группа из Бали. Актеры высмеивают власть предержащих. Награда: от публики – благодарность, от властей – тюрьма. Их пытали, но они не выглядят запуганными. Один из актеров говорит: «Что бы тюремщики не делали со мной – это все равно что забросать меня цветами». Конечно, столь пристальное внимание властей – определенный вид признания. Так и проходит жизнь артистов: от выступления к заключению. О тюрьме они говорят со смехом: «Мы идем туда, приплясывая. Ведь мы это делаем для нашего народа». Карикатурист из Алжира. Он совершил святотатство – нарисовал голый зад правителя: «Да-да, задницу… Ну, ягодицы президента… А почему нет? Во Франции карикатуристы рисуют мастурбирующую супругу президента. Или самого президента, который насилует французскую республику». Но Алжир – не Франция, и за 10 кощунственных карикатур художник может получить 20 лет тюрьмы. Гватемала. Журналистка стоит у могилы своего отца-адвоката, который хотел ограничить власть военных в стране. Он был убит, и теперь она, его дочь, продолжает борьбу. Журналистку запугивали. Приходили домой и угрожали оружием ее сыну. Напрасно: она продолжает подвергать риску двух своих детей так же, как это делал ее отец. Сирийский поэт, живущий в Швеции: «Я не могу смеяться, наслаждаться, я отрезан от настоящего и прошлого». Он пострадал как политзаключенный – тюрьма, пытки, и вот теперь эта свобода, которая не приносит радости. От Гватемалы до Сирии, от Бали до Алжира – нам показан мир, в котором всякий, кто решился протестовать, получил свою долю угроз и пыток или лишился свободы. Режиссер показывает мир тотально несправедливый. Собиратель историй о многоликости зла, Иван Карамазов, пополнил бы этим фильмом свою коллекцию. Чтобы иметь больше оснований «мира божьего не принимать».

Пионерка сексуальной революции

Есть в фильме и персонажи иного порядка. Например, рок-группа басков, обвиняемая в призывах к террору. Текст песен: «Мы террористы в глазах фашистов». Про осведомителя: «Умри, крыса!» Пока монтировался фильм, члены рок-группы сели в тюрьму за подстрекательство к насилию. Следующая героиня живет в Китае и борется за сексуальную свободу. Борется неутомимо. И небезыдейно. Она встречается с мужчинами исключительно ради секса. Несколько партнеров за ночь. Девушка описывала эти контакты в своем ЖЖ, который был фантастически популярен. Она уже собиралась издавать книгу, но власти спохватились: ЖЖ закрыли, с работы ее выгнали, книгу издавать запретили. По ее словам, она восстала против общества «доминирующих мужчин», которым не нравится, что их тоже можно употреблять просто ради секса.

Чудеса толерантности

Дэвид Ирвинг, который появляется в финале фильма и сразу заявляет, что он «очарован личностью Гитлера», ставит всех героев фильма в сомнительный ряд. Финалом фильма режиссер заявляет: вот вы, зрители, прекраснодушно сочувствовали всем угнетенным, всем, кого ущемили в правах – политических ли, сексуальных. Сочувствовали всем, кого лишили права на свободу высказывания, да и просто на свободу. А вот вам еще один человек, которому затыкают рот, который отсидел в австрийской тюрьме за свои убеждения. И если у вас, зрителей, «свободный разум», вы должны такого человека выслушать, а не кричать «Полиция!», едва он скажет, что «связь Гитлера с Холокостом не прослеживается»… Посыл режиссера понятен: как только мы заявляем человеку вроде Ирвинга, что подобных речей произносить нельзя, мы лишаем его свободы слова. И, более того, не даем ему возможности проводить научные исследования. Ведь он стремится оперировать историческими фактами. Если согласиться с тем, что истина (научная, историческая) – внеморальна, то такие люди должны получить свое право и на высказывание, и на исследование. Тогда мы окажемся в пространстве, лишенном ценностных ориентиров. Но зато ошеломительно свободном. Режиссер фильма, еврей по национальности, продемонстрировал свободу своего разума и чудеса толерантности. Хотя, конечно, не всякий разум согласится c тем, что все идеи – равны. И что все они имеют равное право попасть в публичное пространство. Ведь свобода чужого кулака заканчивается там, где начинается мое лицо. Подобным образом ограничивается и свобода идей: оскорбительных, экстремистских, унижающих память миллионов убитых. Рекс Блумштейн свободу таких идей ограничивать не стал. Этот фильм – его поступок, который вызывает как минимум интерес. И указывает на ловушки, заключенные в таких понятиях, как «свобода» и «толерантность». Декларация принципов толерантности, утвержденная на Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: «Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины». Значит, мы должны признать относительными свои убеждения и терпимо относиться ко всему, что считаем заблуждением? Значит, господин Ирвинг все-таки должен занять место на трибуне?