Когда правительство в 2009 году утвердило план перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, в этот перечень был включен пункт о предоставлении гражданам сведений из библиотечных фондов. Информация о музейных коллекциях в список госуслуг не вошла. Библиотекам, вообще, с точки зрения применения информационных технологий, повезло несколько больше, чем музеям. Меморандум о создании Национальной электронной библиотеки (НЭБ) был подписан в 2002 году. Сейчас 75 000 наименований книг доступны через портал www.gosuslugi.ru, в который предстоит загрузить еще 600 000. Министерство культуры планирует, что к 2015 году более 90% всех запросов по информации из государственных библиотечных фондов будут удовлетворяться. С наследием, которое хранится в музеях, ситуация сложнее. О создании электронного каталога музейного фонда заговорили в 90-х годах прошлого века. В 1998 году вышло постановление правительства, в котором каталог определялся как «электронная база данных, содержащая основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции». Спустя десять лет министерство культуры приказом утвердило регламент, а чуть позже началось финансирование создания электронного каталога. Сейчас, по информации Минкульта, база каталога составляет чуть больше 1 миллиона единиц музейных предметов. Всего фонд насчитывает 82 миллиона экспонатов. Отследить ход работ по ведению электронного каталога можно на сайте Министерства культуры. Среди информационно-поисковых систем на портале — Электронный реестр культурных ценностей и собственно Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Доступ к последнему пока закрыт, и увидеть оцифрованный миллион единиц музейных предметов из фонда, возможности нет. Вместо этого предлагается ознакомиться с электронным реестром, в котором «представлено все культурное наследие: живописные и графические произведения великих мастеров, памятники истории становления и развития Российской государственности, яркие образцы декоративно-прикладного искусства, археологические находки, книжные памятники, ценные рукописи, исторические и мемориальные документы…» Заходим в раздел «Книги» Электронного реестра. Первый же лот — «Кружка с портретом А. Луначарского». Указаны реквизиты, по которым «Книгу», пусть и в виде «Кружки», можно найти: это автор, период создания, материал, техника, место создания, мастерская, номер по Книге поступлений, инвентарный номер. Есть описание экспоната, по которому его можно идентифицировать, то есть отличить от другого. Однако стандарт описания музейного предмета в электронном виде в нашей стране не принят, а основные формы учетных документов до сих пор в музеях определяются «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» № 290 от 17.07.1985 г. Наверное, поэтому в разделе «Книги» появляются кружки фарфоровые, живописные полотна «Больная и врач», «Святая Роза» и т.д. Портсигар «Речь Степана Разина к голытьбе» из раздела «Народно-художественные промыслы. Палех» в реестре не описан вовсе. А о шкатулке «Дунилово. Ранний снег» сказано, что на ней изображена «подвода, впряженная в лошадь». Проблема в том, что в отличие, например, от библиотекарей, у музейщиков нет стандартизованных правил для описания предметов. Есть набор признаков, выбор которых зависит от целей — учет, движение или реставрация, от профиля и состава фондов музея, тематики экспозиции и многих других условий. Описание почти тождественно интерпретации. Сюжет или (и) мотив, образ, взаимодействие художественных элементов, особенности композиции и так далее в любом случае невозможно унифицировать, они будут субъективны. Директор одного из крупных музеев федерального уровня рассказывала, как, сравнив описание экспоната с оригиналом, чуть не устроила «разбор полетов» своим коллегам за несоответствие. Только выяснялось, что это она сама, когда была хранителем, готовила описание предмета. Используя неполную и неунифицированную информацию о музейных ценностях, не получится создать электронный госкаталог в принципе. Необходима технология, которая «примирит» описание, интерпретацию и сам факт существования экспоната. Речь идёт о визуализации, однако опыт обычной фотосъемки едва ли исправит положение. Загруженные сейчас в реестр электронные образы экспонатов не дают о них полного представления — рассмотреть детали невозможно, а объемные предметы показаны только в одном ракурсе. Российские музейщики начали использовать в своей работе технику фотофиксации экспонатов — когда при соблюдении условий безопасного хранения делается съёмка предмета в анфас, профиль, полуанфас, съемка оборотной стороны, фиксируются вмятины, полости, даты и так далее. Кроме того, многомерная визуализация экспоната возможна при применении 3D-съемки. Технологии есть. Осталось оформить «официальный запрос» от государства на инструменты, которые обеспечат создание электронного музейного каталога.