Мой блог называется «Социоколлективный разум». А что такое разум? Определений множество. Но все они, так или иначе, сходятся на том, что разум, интеллект связан с уменьем предвидеть будущие события. Самый известный предсказатель будущих событий последнего времени – это осьминог Пауль. Однако ученые открестились от Пауля, сказав, что раз нет научного эксперимента, то нет и фактов предсказаний. На самом деле, предсказывать будущие события вполне реально: только для этого требуется коллективный разум – так сказать, «коллективный осьминог Пауль». Даже среди отличников по теории вероятности далеко не каждый знает о теореме Кондорсе. Эта теорема была сформулирована маркизом де Кондорсе еще в 1785 г: если вероятность предсказания каждого независимого индивидуума больше 50%, то вероятность того, что большинство даст верное предсказание стремится к 100% по мере увеличения числа предсказывающих индивидуалов. Из этой простенькой теоремы проистекает абсолютно фундаментальное и поразительное следствие: значительное число предсказаний независимых индивидов (взятых в совокупности) в большинстве случаев дает лучший результат, чем предсказания профессиональных экспертов. «Толпа» может предсказать результаты событий, которые еще не произошли, лучше любых, даже самых умных и продвинутых профессиональных экспертов. Тогда возникает резонный вопрос: если с помощью теоремы Кондорсе можно так здорово предсказывать будущие события, так что же ее уже более 200 лет не используют в этих целях? Ответ прост – не было интернета. С появлением интернета в конце прошлого века на основе теоремы Кондорсе был создан новый класс приложений – «рынки предсказаний» (Prediction Markets). Число компаний, использующих этот новый класс приложений, выросло с трех в 1997 до более 700 в 2010 году. Понять, что такое «рынок предсказаний» (РП), совсем несложно. Это спекулятивный рынок типа фондовой биржи, участники которого имеют цель заработать на предсказаниях. Стоимость активов (контрактов-ставок на предсказание конкретного исхода какого-либо события) трактуется как вероятность того, что эти исходы материализуются в будущем. Например, можно попросить народ предсказать, кто победит на выборах Президента США. Покупаете контракт-ставку на выигрыш в президентской гонке Обамы по его текущей цене в $47,9. Такая текущая цена продажи контракта означает, что сегодня «коллективный разум» всех участников РП оценивает шансы Обамы на выигрыш в 47,9%. Проходит, допустим, два месяца, и Обама выигрывает на выборах. Вам за купленный вами контракт-ставку выплачивают $100 (поскольку вероятность этого исхода – выигрыш Обамы – составила 100%). Вы заработали $52,1. А если вы купили не один, а 10 000 контрактов-ставок? Выиграть можно совсем нешуточные деньги. Равно как и проиграть. В США предсказания РП оказались на последних президентских выборах в США точнее любых опросов общественного мнения и любых прогнозов экспертов. Ошибка РП «MAPE of IEE» составила всего 1,5%, против ошибки Gallup Poll в 2,4% (а до сего времени Gallup Poll славился самыми точными оценками). История превращения РП из маргинального нового типа приложений в IT-мейнстрим заслуживает отдельного внимания. Как и интернет, РП многим обязаны разработкам Пентагона. В данном случае эти разработки касались предсказания террористических актов (дело-то было в 2001 году). Специальная программа Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) под названием FutureMAP (Futures Markets Applied to Prediction) была задумана исключительно для использования самых хитроумных информационных технологии для «избегания сюрпризов в предсказании будущих событий». Ядром новой программы стал проект PAM (The PolicyAnalysisMarket), основанный исключительно на технологиях РП. Идея проста как редис. Тот, кто сможет на РП предсказать новый теракт, сможет на этом нехило заработать. Но если узнать о предсказании заранее, можно подготовиться – и тебя не застанут врасплох (как это было 11 сентября 2001 года). Более того, зная прогноз, будущее можно попробовать изменить. Естественно, столь экзотическую идею попытались упаковать в максимально скромные одежды, типа того, что РАМ используется для предсказания важнейших экономических, политических и военных событий на Ближнем Востоке. Но «уши» проекта довольно скоро вылезли наружу и стали предметом сначала скандала, а потом и слушаний в Конгрессе США. Вот материалы многолетнего расследования этой истории газетой New York Times. Обвинения против проекта РАМ были до идиотизма примитивные. Если террорист точно знает, что следующий теракт произойдет с небоскребом «Утюг», то ведь он наверняка захочет на этом своем тайном знании заработать, и на все деньги, что у него есть (а может, еще и кредит возьмет), сделает ставку на РП РАМ. Потом он взрывает «Утюг», а родня (или «Аль-Каида») получает многомиллионный выигрыш на РП. Вывод: такого безобразия мы, американский народ (наезд вели два конгрессмена), допустить не можем, а посему (1) проект надо закрыть, а (2) РП запретить. И действительно, проект РАМ и всю программу FutureMAP официально закрыли, а РП законодательно в США запретили. Теперь лидеры IT-рынка бьются с правительством, чтобы хоть как-то узаконить РП. Конечно, предприимчивый народ нашел кое-какие выходы из этой странной ситуации. Одни, как Hollywood stock exchange (HSE), играют на игрушечные доллары (на HSE – голивудо-доллары). Кстати, предсказания HSE уже в течение нескольких лет оказываются самыми точными в мире (в среднем, на HSX угадывается семь из восьми номинаций Оскара – результат, недоступный даже для самых профессиональных экспертов). Другие, подобно Google, вместо денег используют дополнительные дни к отпуску. Третьи, как Chevron, Procter & Gamble, Kraft, Sears, используют сервисы третьих фирм. И хотя, как пишет The Economist, будущее РП еще не совсем ясно, все новые и новые гиганты из различных индустрий запускают у себя корпоративные РП: Koch Industries – для предсказания цен на сырье и химикаты, Lloyds – для предсказания колебаний валют и т.д. Почитайте отчеты компаний, специализирующихся исключительно на менеджменте предсказаниями на РП (например, Crowdcast), и университетские отчеты, аккумулирующие данные об использовании РП по отдельным индустриям – Forecasting Consumer Products Using Prediction Markets или Prediction Markets: A Case Study of Forecasting Cattle on Feed. Доказательства эффективности коллективных предсказаний растут как снежный ком. И все это в условиях законодательного запрета, с которым вот уже 3 года бьются такие гиганты, как Google, Yahoo, Microsoft. Но я уверен, что рано или поздно бизнес победит бюрократов. И уж тогда-то «коллективный осьминог Пауль» покажет всем, на что он способен.