На днях стало известно, что туроператор TUI Russia & CIS запустил авиарейсы под собственным брендом, создав нового перевозчика MetroJet на базе авиакомпании «Когалымавиа». Используя три ее самолета Airbus A321, TUI будет летать по массовым туристическим направлениям в Турцию, Египет, Болгарию, Испанию, Грецию, Черногорию и Хорватию. Туроператор стал первой в России компанией, предоставляющей полные туристические пакеты под одним брендом. Виртуальные авиалинии – бизнес-модель авиаперевозок, которая только пришла в Россию, однако довольно широко используется в других странах. С практической точки зрения, она представляет собой частичный или полный ребрендинг самолетов и сервиса под бренд туроператора. В России подобная бизнес-модель достаточно широко известна в сфере телекоммуникаций, когда виртуальный оператор связи (MVNO – Mobile Virtual Network Operator) берет в аренду инфраструктуру и выкупает трафик у более крупной телекоммуникационной компании, продавая его конечным пользователям под своей торговой маркой. Думаю, эта модель ведения бизнеса не менее интересна и для туристического рынка. Почему? Во-первых, это предоставляет возможность более надежно и полноценно контролировать цепочку создаваемой ценности, что дает туроператору конкурентное преимущество. Клиент получает предсказуемое, более высокое качество сервиса, в том числе – и во время полета (чего нельзя гарантировать при использовании чартерных авиалиний). Во-вторых, туроператор пропагандирует клиентам ценности бренда на протяжении всех этапов путешествия – от выбора и покупки тура до авиаперелета домой. В итоге можно быстро и эффективно экспериментировать с набором услуг, их стоимостью и презентацией, что невозможно или слишком долго и дорого в случае с регулярным перевозчиком. В-третьих, создаются более выгодные для туроператора условия по взаиморасчетам, что позволяет дольше использовать полученные от клиента деньги. Каковы перспективы этой бизнес-модели? Прежде всего, она будет интересна чартерным операторам и авиакомпаниям, которые по ряду причин испытывают недозагруженность рейсов или отсутствие спроса на их направления. Теперь они смогут заниматься техническим обслуживанием парка самолетов, достигая эффективности, выражающейся в более низкой себестоимости. Не менее интересно, как мы уже видим на появившемся примере, это будет для туроператоров. Они уже имеют контакт с потребителем и берут на себя все заботы, связанные с продажей и выпиской билета, маркетингом, а также работой с клиентом. Бренд туроператора вполне может быть более узнаваемым, чем бренд авиакомпании, и уж точно известнее, чем бренд чартерного перевозчика. Таким образом, получается, что каждый занимается своим делом: «виртуальная авиакомпания» (она же – туроператор) работает с клиентами, а физическая авиакомпания перевозит пассажиров и обслуживает самолеты. Все в выигрыше. Но не все так просто, есть и ограничения в подобном способе ведения бизнеса. Например, такая модель не сработает на менее популярных направлениях (самолет будет недозагружен, что вынимает деньги из кармана туроператора) или на направлениях дальше 3–4 часов полета (среднемагистральные самолеты, которыми летают регулярные перевозчики, могут оказаться экономичнее). В этом случае вышеназванный туроператор поступил разумно, сконцентрировавшись на наиболее массовых туристических направлениях. Кроме того, модель не сработает с перевозчиками, у которых нет избыточной емкости: им будет выгоднее развивать собственную сеть маршрутов. Не будем забывать и о сопутствующих качественному ребрендингу дополнительных высоких расходах: на рекламу, лицензии, обучение сотрудников, обновление салона или даже самих самолетов под новый бренд и так далее – которые могут составить не один миллион долларов. Далеко не каждая компания из туристической сферы готова на них пойти, учитывая непростое положение отрасли на сегодняшний день. Однако если думать о главном в этой цепочке стоимости – о потребителе, то появление виртуальных перевозчиков – безусловный плюс. Во-первых, это гарантированное качество обслуживания. Во-вторых, в очередной раз сработает железный принцип, который мы у себя наблюдаем каждый день: больше перевозчиков – дешевле авиабилет.