Поиск пострадавших жителей во время ливневых дождей в окрестностях города Асо. Фото: REUTERS/Japan Ground Self-Defence Force 8th Division

В июне–июле на большей части территории Японии наблюдается «цую» – местный сезон дождей. Цую – это не просто полтора месяца дождливой погоды. Это полтора месяца очень переменчивой, нестабильной погоды. Осадки выпадают зачастую именно большими зарядами, нередко перекрывающими не только месячные, но и годовые нормы. Самый дождливый месяц в Токио – июнь. Второй пик по осадкам приходится на сентябрь: над материком образуется зона высокого давления, и тайфуны, зарождающиеся в районе Филиппин, выталкиваются на северо-восток – в район Японского архипелага. Нет нужды объяснять, что тайфуны еще более склонны перекрывать рекорды по осадкам. Так, в июле 2011 года тайфун номер 6 за пару суток уронил на отдельные районы острова Сикоку свыше 1000 мм воды. Для сравнения, годовая норма для Москвы – порядка 700 мм. ГУБЕРНАТОРСКИЕ ВЫБОРЫ И ХАРАКИРИ Основным «поражающим фактором» тайфунов в Японии является не ветер, а именно осадки. 80% страны – гористая местность. Города, стоящие на равнине, вроде Токио или Сэндая – редкость, поэтому поселения располагаются в долинах, по дну которых бегут мелководные реки. После сильного дождя эти реки почти мгновенно выходят из берегов, а насыщенная влагой почва подвержена оползням, сметающим дома и людей. В силу этих обстоятельств эффективная система предупреждения чрезвычайных ситуаций становится условием выживания для тысяч людей. Я не хочу идеализировать японскую систему гражданской обороны. Проблем много и здесь, и люди в Японии тоже гибнут. Правда, масштабы обычно скромнее того, что случилось на днях в Краснодарском крае. За примерами далеко ходить не надо: прошедшие вчера на острове Кюсю проливные дожди унесли жизни 20 человек. В отдельных районах префектуры Кумамото при этом выпало свыше 200 мм осадков. Как получается, что количество осадков вполне сравнимо с Крымском, а жертв на порядок меньше? Дожди что ли здесь менее мокрые? В порядке эксперимента я собрал цитаты из губернатора Ткачева, посвященные трагедии в Крымске, и пролил его мудрость на головы неподготовленных японцев. Особенной популярностью пользовалось соображение в духе «Что нам, по домам ходить и всех предупреждать, что ли?». Японцы округляли глаза (с их глазами это трудно) и вопрошали: «А что, можно как-то по-другому?!». Консенсусное мнение свелось к тому, что при таком подходе к подведомственному населению жители префектуры Кубань в Японии обзавелись бы новым губернатором уже на следующих выборах, если не раньше. А губернатор Ткачев уже сейчас осваивал бы тонкости древнего искусства харакири. Дикари, что с них взять. Этот варварский обычай выбирать губернаторов и чего-то от них требовать... ПОГОДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ НЕПОГОДА Но начнем с азов. За предупреждения о возможных ЧС на островах отвечает JMA – Японское метеорологическое агентство. В их компетенцию входят не только погодные явления, но и вулканы, землетрясения и цунами. Землетрясения прогнозируются сложнее, чем дожди (подробнее здесь), но JMA постоянно мониторит проблемные разломы (например, Токайский разлом), устанавливает цветовой уровень угрозы и дает рекомендации по защите населения. За погодой, разумеется, следят еще более пристально – современные технологии далеко ушли от Пятачка с его системой «кажется, дождь собирается». И если дождь в Крымске предсказали только за 2 часа до его начала, то мы, граждане, зря платим кому-то налоги. Далее. Прогноз погоды на японском телевидении серьезно отличается от своего российского собрата. В России прогноз погоды – это скорее реклама «Анаферона» и «немножко о погоде». Информационное наполнение не просто оставляет желать лучшего. Жители, скажем, Западной Сибири вынуждены составлять впечатление о местной погоде, выводя ее как среднее арифметическое между Самарой и Красноярском. Япония в 46 раз меньше России, но все же больше Германии; к тому же страна сильно вытянута с севера на юг. Прогноз погоды здесь подробный, а об опасных погодных явлениях сообщают особо. Таким образом, находись Крымск в Японии, о проливных дождях заранее знали бы не только его жители, но и вся страна от Окинавы до Хоккайдо. О том, что сегодня в Токио будет сильный ветер и есть вероятность образования торнадо, я знал еще вчера. От обилия информации просто некуда деться. То же самое касается упомянутых выше дождей на Кюсю. Но и это не все. В условиях ЧС по ТВ проходят регулярные «сводки с фронтов», и даже нормальное вещание сопровождается бегущей строкой на синем фоне, в которой сообщается, в каких муниципалитетах необходима эвакуация населения. За время жизни в Японии я уже несколько раз поучаствовал в тренировках по эвакуации, и действия в такой ситуации отработаны до автоматизма: помимо прочих вещей, с собой нужно обязательно взять радиоприемник или портативный телевизор – так можно будет узнать о безопасных направлениях эвакуации в условиях быстро меняющейся обстановки. Думаю, нет нужды говорить, что эти направления просчитываются заранее. Положим, не у всех есть телевизор или радио. Или не все их смотрят ночью. Не проблема. Весной этого года в Токио пришел тайфун. За несколько часов до удара стихии по моему городу (70 тысяч населения, вполне себе Крымск) медленно разъезжали автомобили из мэрии с громкоговорителями на крышах. Мэрия предупреждала об опасности, рекомендовала запастись питьевой водой и едой, не требующей приготовления, и не выходить из дома без необходимости. Даже два часа для объезда самых опасных участков с мегафонами – вполне достаточно. ЧС без МЧС Спасение утопающих не дело рук самих утопающих, вопреки распространенному мнению. Как студент юридического факультета не могу не сказать несколько слов о законодательной базе. В Японии принята двухуровневая система объявления об эвакуации. Первый уровень – 避難勧告 [хинан канкоку] – «рекомендация об эвакуации». Принимается на уровне главы муниципалитета. Законом устанавливаются средства оповещения (радиосвязь, сирены, машины с громкоговорителями, обход домов работниками муниципалитета или противопожарной службы) и места эвакуации (школы, детские сады, учреждения культуры и спорта); все это муниципалитет должен подготовить заранее, равно как и подробный план действий в случае ЧС (災害対策基本法, «Базовый закон о противодействии чрезвычайным ситуациям», ст. 54-59). Все это расписано в таких подробностях не просто так. В маленьких поселениях в горах, которые более всего подвержены селям и оползням, пожилые люди зачастую составляют большинство населения. Интернетом они не пользуются, телевизор смотрят не всегда, спать ложатся рано. Приходится именно что устраивать подомовой обход. По телевидению всегда сообщают, сколько домов эвакуировано в том или ином муниципалитете. Как раз потому, что местные власти ходят по домам. Второй уровень – 避難指示 [хинан сидзи] – «приказ об эвакуации». За невыполнение приказа об эвакуации установлена уголовная ответственность (тот же закон, ст. 63). Именно поэтому все разговоры в духе «вы бы все равно не стали эвакуироваться» в Японии невозможны. Японцы даже чересчур хозяйственны и трудолюбивы, и обычный фермер скорее всего пойдет в поле, даже если ему по дороге встретятся всадники Апокалипсиса. Так что рекомендацией тут не отделаешься. Приказ также издает глава муниципального образования; в случае, если это невозможно, – губернатор префектуры. Как я уже отметил, на местах эта система работает не по схеме «у нас эвакуация, спасайся кто может», а в соответствие с утвержденным там же планом. МЧС в Японии нет; Силы Самообороны и японское общество Красного Креста включаются в дело только в случаях, когда муниципалитет или префектура не справляются своими силами. Летающие по местам ЧС министры и премьер-министры мною не обнаружены – они там ни к чему. Вторым законом (災害救助法, «Закон об оказании помощи населению в условиях чрезвычайной ситуации») устанавливается мероприятия по облегчению условий жизни тех, кого стихия вырвала из привычного уклада жизни. Законом оговорены следующие обязанности местных властей: предоставление убежища и временного места жительства, горячей пищи, воды, одежды, медикаментов, медицинской помощи (включая акушерскую), учебников и иных школьных принадлежностей (sic!), поиск останков и помощь в их захоронении, предоставление средств для восстановления разрушенного (в том числе в форме кредитов) и прочее. Вполне возможно, что в российском законодательстве все это также прописано. Но, судя по тому, насколько к месту в Крымске оказалась волонтерская активность, не очень работает. Или не работает совсем. Помощь волонтеров в Японии, на моей памяти, потребовалась лишь дважды: при землетрясении в Кобэ в 1995 году (именно тогда и стало здесь популярным слово ボランティア [борантиа] – «волонтер») и год назад в Тохоку. Оба случая по своим масштабам значительно превосходили возможности местных властей. Подобные же крымскому ЧС случаются в Японии в год по нескольку раз. ВЫВОДЫ Как видно, японская система противодействия ЧС складывается из следующей триады: мониторинг (JMA, национальный уровень), оповещение и эвакуация (муниципальный и региональный уровень), оказание помощи пострадавшим (также муниципальный и региональный уровень). Проще и дешевле, когда хорошо работают первые два звена. Иначе вся гражданская оборона сводится к разбору завалов, поиску трупов и авралу с выжившими. Также вчерашние события в Кумамото проливают свет на причины произошедшего в Крымске. Как видно на этом видео, для образования «стены» воды в условиях горных рек действительно не нужно никакого прорыва дамбы (случившееся хорошо описано здесь). Селевой поток на большой скорости вырывается из ущелья. При выходе на равнину скорость потока замедляется, а сзади с высокой скоростью «напирают» все новые и новые массы воды. Образуется своеобразная «запруда» из воды. В результате ееуровень резко поднимается. Проливные дожди на Кавказе не редкость, как бы губернатор Ткачев ни притворялся, что живет в пустыне Сахара. Безусловно, взваливать на него всю ответственность за случившееся неверно. Но сам факт, что трагедия случилась, а ответственность за нее возложить не на кого, красноречиво говорит о том, что что-то в нашем датском королевстве не так. Волонтеры – это хорошо, но если волонтеры эффективнее государства, а оно не способно ничего предотвратить, зачем вообще нужно такое государство?