Справедливость и честность – хорошие качества для руководителя. Они делают его подчиненных счастливее, а его фирму более процветающей. Однако плата за эти качества может оказаться для него слишком высокой. К такому выводу пришла группа психологов из Университета штата Мичиган. В ходе своего исследования, опубликованного в последнем номере журнала Journal of Applied Psychology, ученые в течение нескольких недель дважды в день проводили интервью с боссами 82 компаний.
Как выяснилось, главная проблема для менеджеров, честно работающих по установленным правилам, то есть приверженцев того, что называется «процедурной справедливостью» (procedural justice), – это постоянно накапливающаяся ментальная и эмоциональная усталость руководителя, из-за которой в конце концов он рискует «выгореть» и, по крайней мере, начать принимать неправильные решения.
Первый автор статьи, Рассел Джонсон, утверждает, что «процедурная справедливость» сопровождается ментальной усталостью. Следуя правилам честности, таким, например, как подавление собственных предубеждений, необходимость выслушивать мнения подчиненных, причем следуя им постоянно, изо дня в день, из часа в час, руководитель неизбежно перегружает свою психику.
«Ментально утомленные менеджеры, – говорит Джонсон, – более склонны делать ошибки, для них намного труднее контролировать свои девиантные (отклоняющиеся от нормы) и контрпродуктивные импульсы. Все это чревато серьезным нервным истощением».
По словам Джонсона, боссы, исповедующие «процедурную справедливость», должны знать об этой опасности, бороться с усталостью и побеждать ее. Его рецепты просты – короткие передышки в течение рабочего дня, здоровая диета и полное отключение от работы по выходе из офиса – например, им не рекомендуется после семи вечера читать электронную почту и сообщения в телефоне.
Смешные эти ученые, честное слово.