Маленькие экономики – тренд последнего времени. После падения «железного занавеса» распался не только огромный Советский Союз, но и, например, маленькие Чехословакия и Югославия. Но на Западе – похожие процессы, только в более цивилизованной форме. Шотландия собирается провести референдум об отделении 18 сентября 2014 года. Согласно опросам, 41% шотландцев – за отделение. В Каталонии референдум должен был состояться 9 ноября, но парламент Испании его отменил. Референдумы о независимости канадской провинции Квебек проводились дважды – в 1980 и 1995 годах, оба раза неудачно. Сейчас в местном парламенте большинство у партии, поддерживающей суверенитет провинции. В общем, Каталония и Квебек очень медленно, но очень упорно двигаются к отделению.

На постсоветском пространстве с весны, похоже, другая тенденция. Крым присоединился к РФ, а Донецкая народная республика, судя по заявлениям ее официальных представителей, хочет из состава сравнительно маленькой Украины перейти в огромную Россию. «Маленькая страна производит браслеты для часов, а большая вооружение, спутники и т.д.», – говорит спикер ДНР (теперь уже бывший) Денис Пушилин. С другой стороны, если мы посмотрим на рейтинги подушевого ВВП, то есть, по сути, на рейтинги благосостояния граждан, в первых строчках в основном очень маленькие страны – Катар, Люксембург, Сингапур, Лихтенштейн.

Что говорит экономическая наука о том, могут ли большие страны обеспечить лучшее качество жизни всех своих многочисленных граждан? Как показало недавнее исследование Credit Suisse Research Institute «Успех маленьких стран», именно маленькие страны (условно, это страны с населением менее 10 млн человек и небольшой площадью) по качеству жизни все-таки лучше.

84 из 109 маленьких стран возникли за последние 70 лет. Увеличение числа стран идет параллельно с ростом глобализации (которая определялась как мировая торговля в % от мирового ВВП), и, как считают авторы отчета, эти процессы связаны друг с другом. Глобализация способствует интеграции рынков, экономик и обществ, а это приводит к тому, что границы не имеют такого большого значения, как раньше. Иными словами, экономическая интеграция регионов через глобализацию снижает издержки в торговле между этими регионами лучше, чем политическая интеграция этих регионов в одно государство без внутренних границ.

Глобализация и малые страны

Количество малых стран

Международная торговля, % мирового ВВП

Снимок экрана 2014-08-01 в 4.44.20.png


Источник: Credit Suisse


Проанализировав экономические результаты 58 стран в 1980–2012 годах, авторы исследования пришли к выводу: размер страны отрицательно коррелирует с показателем ВВП на душу населения. Коэффициент корреляции между сводным индексом, учитывающим численность населения и размер территории страны, равен -0,52. Проще говоря, чем больше страна по населению и площади, тем беднее ее граждане. Чем у страны меньше людей и пространства – тем богаче. Оговорка о том, что важны и площадь, и население – важна. Если сопоставить просто площадь с подушевым ВВП, то какой-либо зависимости не обнаружится (коэффициент корреляции между этими двумя параметрами, по расчетам Slon, 0,09).

Имеет ли значение «возраст» страны? Среди государств, вошедших в полную выборку (194 страны, из них 109 – маленьких, 46 – средних и 39 – больших), ВВП на душу населения маленьких «старых» стран (то есть тех, что существовали до 1945 года), например Швейцарии или Скандинавских государств, больше просто маленьких в 4 раза. Вообще «старые» маленькие страны занимают, по данным Credit Suisse, 90% мест в топ-10 государств по подушевому ВВП, 63% в топ-30 и 66% – в топ-50.

Средний* уровень ВВП на душу населения,

$ тыс.



*

медиана

Источник: Credit Suisse


Кроме того, в больших странах большее неравенство.

Какой долей богатства* страны владеют богатейшие 10% населения?



* % от 

финансовых и нефинансовых активов минус долги

Источник: Credit Suisse


Но подушевой ВВП – не единственный показатель успеха страны. ООН использует Индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий здоровье, образование и доходы населения. И здесь маленькие страны, занимающие 11 позиций из топ-20 по уровню ИЧР, справляются лучше. Авторы отчета посчитали: среди маленьких стран больше доля стран с высоким уровнем ИЧР, чем средних или больших.

Индекс человеческого развития и размер страны

Доля стран соответствующего типа, % от общего количества стран


Высокий уровень ИЧР (>0,75), средний (0,45–0,75), низкий (<0,45) 


Источник: Credit Suisse


После получения независимости небольшие страны обычно увеличивают свой относительный Индекс человеческого развития. Это удалось Грузии, Украине, но особенно сильно – балтийским странам, но, например, не получилось у Киргизии, Таджикистана и Армении.
Маленькие государства более глобализированны – им просто необходимо быть открытыми для торговли. Индекс глобализации включает показатели экономической глобализации (открытость торговли, то есть экспорт + импорт в % к ВВП, прямые иностранные инвестиции в % к ВВП, портфельные иностранные инвестиции в % к ВВП), общественной глобализации (количество мобильных телефонов на 100 жителей, линий связи на 100 жителей, денежные переводы из страны и в страну в % от ВВП), технологической глобализации (количество пользователей интернета на 100 жителей и др.), корпоративной глобализации (индекс легкости ведения бизнеса, налоги на торговлю в % от всех доходов государства и др.). 85% стран из топ-20 по индексу глобализации – малые, а возглавляют рейтинг Люксембург, Сингапур и Гонконг.

Доли стран с разными индексами глобализации,

%

Низкий индекс глобализации

,

средний

,

высокий



Источник: Credit Suisse

Как подсчитали авторы отчета, маленькие страны тратят больше больших стран на здравоохранение (примерно 7,2% ВВП против 6,4% ВВП) и образование (примерно 5,2% ВВП против 4,7% ВВП), но меньше на армию (2% ВВП против примерно 2,1% ВВП). В маленьких странах меньше налоги на доходы населения (средняя максимальная ставка примерно 26% против почти 32%) и корпораций (около 20% против 27%).
Разумеется, у маленьких стран есть недостатки. Нельзя не согласиться с процитированным в начале статьи представителем ДНР, что мегапроекты вроде пилотируемой космонавтики – это удел больших стран, потому что такие начинания требуют большого населения, чтобы было кому их осуществлять и чтобы было кому платить налоги на их осуществление. Малые государства не могут влиять на глобальную экономику (например, внутренние меры денежной политики ФРС США оказывают огромное влияние на всю мировую экономику). Большая страна часто обладает большим внутренним рынком, а это способствует развитию стартапов в сфере высоких технологий, указывал предприниматель Пол Грэм.
В Credit Suisse нашли еще несколько недостатков. Экономический рост малых стран более волатилен, то есть подвержен более сильным колебаниям (аналитики сравнивали стандартные отклонения роста ВВП и инфляции по данным Всемирного банка с 1960 года). Аналитики объясняют это так: в кризисные времена большие страны могут привлечь больше ресурсов для спасения проблемных секторов (например, США смогли направить огромные средства в банковскую и автомобильную отрасль в 2008 году). Также 86% топ-500 компаний по рыночной капитализации находятся в больших странах. Вопрос только в том, что это дает самим жителям больших стран.