Портреты Иосифа Сталина и Ким Ир Сена на железнодорожной станции. 1947.

Портреты Иосифа Сталина и Ким Ир Сена на железнодорожной станции. 1947.

AP

Северную Корею часто описывают как сталинистское государство, и, несмотря на то что нынешняя КНДР довольно сильно отличается от Советского Союза времен правления Иосифа Джугашвили, во многом это определение справедливо до сих пор.

Многие, увидев такую дефиницию, подумают, что в КНДР, наверное, до сих пор существует и небольшой культ Сталина как выдающегося предшественника Кимов – примерно как в сталинском СССР подавали Маркса, Энгельса и Ленина. Между тем это не совсем так, и в этой статье я попытаюсь показать, как из старшего брата корейского народа Сталин превратился в брата младшего.

Старший брат

Культ Сталина в северной части Кореи установился почти сразу после окончания советско-японской войны. На первых порах ему сопутствовал и небольшой культ Молотова, бывшего тогда главой внешнеполитического ведомства СССР, и портреты Вячеслава Михайловича вывешивались на пхеньянских улицах. Однако культ Молотова продержался совсем недолго, и уже к 1946 году СССР был представлен исключительно Сталиным. Северокорейские поэты слагали песни о Сталине – мудром, родном и любимом; и эти песни, как и положено, пели и рикша, и кули, а кто не хотел петь – старался перебраться на Юг, в американскую зону оккупации.

Выступление Ким Ир Сена

Time Life Pictures / Department Of Defense / Getty Images

На первых порах в будущей КНДР отмечались даже такие советские праздники, как День Победы (над Германией), и День Октябрьской революции. Речи Сталина – включая даже, например, посвященные выборам в Верховный Совет, – переводились на корейский и украшали передовицы пхеньянских газет, так что при первом взгляде у читателя тогда могло порой создаться ощущение, что он читает советскую газету на корейском языке.

Если бы Сталин заранее знал, что в будущем его ждет роль верного почитателя капитана РККА Ким Ир Сена, то капитана Кима, скорее всего, поставили бы к стенке

Ситуация с культом Сталина начала меняться, когда у Кореи появился свой Вождь – Ким Ир Сен. По свидетельствам современников, Ким преклонялся перед Сталиным, что, скорее всего, послужило важным фактором в выборе его на роль руководителя будущей КНДР. Разумеется, газеты по-прежнему писали об «освободителе и великом руководителе угнетенных наций Генералиссимусе Сталине», но с течением времени к нему стал добавляться и «национальный герой полководец Ким Ир Сен», а в мае 1946 года в лозунгах на страницах газет имя Ким Ир Сена было впервые упомянуто перед именем Сталина.