Jon Nazca / REUTERS
Краткий пересказ книги Наоми Вульф «Вагина. Новая история женской сексуальности» (М., Альпина, 2016).
Контекст
Наоми Вульф – американская журналистка и феминистка, ставшая известной после выхода в 1991 году книги «Миф о красоте. Стереотипы против женщин». Книга, как несложно догадаться, была посвящена проблемам женского восприятия своего тела, каноны привлекательности которого были выработаны и навязаны патриархальным обществом. Новая книга Вульф, «Вагина», становится естественным продолжением исследования и развенчания культурных предрассудков, доставшихся современным женщинам в наследство от предыдущих поколений.
«Новая история женской сексуальности» – не то чтобы «новая история», скорее внимательный обзор женских сексуальных потребностей и рефлексия на тему восприятия женственности. Хотя Вульф феминистка, ее занимает не условное равноправие в сексуальной сфере, а именно различия в мужской и женской сексуальности, осознав которые женщины смогут «лучше понять и оценить себя».
Эта книга могла бы – и даже должна бы – быть в два раза короче. Научные данные, которые Вульф использует, чтобы восславить женскую уникальность, не выдерживают никакой критики – к примеру, наблюдения за сексуальным поведением самок лабораторных крыс после стресса (они оказывались не расположены к спариванию) на глазах изумленного читателя превращаются в неоспоримые факты о влиянии оскорблений на микрофлору влагалища.
Книга подверглась серьезной критике в феминистических кругах, а поэтесса Ката Политт даже написала, что если бы вагины умели читать, то ее вагине было бы стыдно.
Однако влияние работы Вульф на современную массовую культуру неоспоримо, и потому она заслуживает если не чтения, то по крайней мере ознакомления в кратком пересказе.
Термины
Под ключевым термином «вагина» автор подразумевает физиологический комплекс, состоящий из влагалища, клитора и близлежащих зон. Это слово хотя и не соответствует эстетическим потребностям Вульф (она отмечает, что в современном английском вообще не существует приятного и адекватного самой вагине термина – не то что благозвучное «йони» на санскрите), но как минимум не имеет ярко выраженного негативного, утилитарного, порнографического или медицинского оттенка. Главным образом вагина – это, конечно, символ женственности, священное лоно – средоточие плодородия, любви и энергии.
Богиня или божественная сеть – состояние, в котором женщина испытывает «чувство собственного достоинства, любви к себе как к женщине». Его достигает женщина, целостности и идентичности которой ничто не угрожает, которая, раскрыв свою сексуальность, осталась во всех смыслах – физическом, экзистенциальном, творческом – благостна и удовлетворена. Вульф использует это понятие как «риторическое пространство, которого пока не существует, когда мы говорим о вагине, но которое относится к чему-то очень реальному».
Божественная матрица – комплекс действий и ласк, которые должен использовать мужчина, если хочет, чтобы его партнерша вошла в божественную сеть.
Как вагина связана с мозгом
Условно (сама Вульф к такому делению не прибегает) книгу можно разделить на биологическую и культурологическую, историческую часть. Первая начинается там, где автор сталкивается с личной физиологической проблемой – защемлением тазового нерва – и теряет радость жизни, из-за чего вынуждена переосмыслить связь своего настроения и мировоззрения с самочувствием своей вагины, и заканчивается практическими руководствами по преодолению сексуальных зажимов.
Выясняется, что «полноценно функционирующий тазовый нерв играет у женщин важную роль в выработке допамина, окситоцина и других химических веществ, отвечающих за сенсорные ощущения, уверенность в себе и темперамент». Связь вагины с мозгом – данность. Нервные окончания влагалища, клитора и промежности соединяют вагину со спинным мозгом, а затем собственно с головным мозгом. В книге Вульф это становится почти мистическим откровением, заставляющим автора исследовать отношение вагины ко всему, что происходит с женщиной.
Оказывается, что вагина чутко реагирует на все – не только на физическое насилие, но и на психологический стресс, связанный с неправильным, грубым и пренебрежительным отношением к женскому естеству, которое распространено во многих социальных группах. Возможно, изменения даже происходят на уровне тканей, однако убедительных доказательств этому нет.
Вульф приравнивает оскорбления вагины к «перформативным высказываниям» по Джону Остину – высказываниям-жестам, которые не просто вписываются в реальность, но меняют ее. Если женщина регулярно чувствует себя униженной, осмеянной, некрасивой и глупой, это приводит к стрессу – а значит, ее симпатическая нервная система слишком часто запускает реакцию «бей и беги», вследствие чего «кровообращение ухудшается, и вся кровь направляется в сердце», соответственно, к вагине кровь не приливает, и сексуальные контакты при таком состоянии женщины никогда не принесут ей полноценного удовольствия и счастья.
Регулярный «плохой» стресс (а в стрессе как таковом, согласно концепции Ганса Селье, которую разделяет Вульф, ничего плохо нет – это практически беспрерывный процесс приспособления организма к изменчивому миру) приводит к «мультисистемной дерегуляции» – то есть негативно сказывается на всех процессах в женском организме, вплоть до нарушения репродуктивного здоровья, не говоря уже, например, об отсутствии вдохновения.