Председатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов и оппозиционер Алексей Навальный на форуме Демократической коалиции.

Председатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов и оппозиционер Алексей Навальный на форуме Демократической коалиции.

Павел Бедняков / ТАСС

Мысль о том, что российская оппозиция – слабая и никуда не годная, не нова. Контролируемые государством СМИ навязывают ее уже давно, и мотивы их настойчивости вполне понятны. Однако в последние месяцы сами оппозиционеры дали, как кажется, поводы для нареканий. Я имею в виду два события. Во-первых, это распад Демократической коалиции, то есть разрыв предвыборного соглашения между ПАРНАСом и несколькими оппозиционными политиками, наибольшей известностью среди которых пользуется Алексей Навальный, и возглавляемыми ими организациями. Во-вторых, это длящийся сейчас конфликт между тем же самым Навальным и лидером ПАРНАСа Михаилом Касьяновым. Причиной конфликта стал провал электронного голосования на предварительных выборах, которые партия проводила для определения состава своего списка на сентябрьских выборах.

Все это выглядит крайне неприятно. Однако если вписать происходящее в общую российскую политическую динамику, то выяснится, что если сама по себе картина удручающе плохая, то как раз на оппозиционном фланге не происходит ничего особенно драматического. И уж точно ничего такого, что существенно эту картину ухудшает. К этому надо относиться спокойно.

К сожалению, современная российская политика так устроена, что первая сторона, позицию которой нужно учитывать при оценке любых событий на российской политической арене, в том числе и в ее оппозиционной части, – это действующее политическое руководство. Рейтинг Владимира Путина стоит, говорят, как скала. Тем не менее предстоящие выборы вызывают у его команды серьезные, постоянно возрастающие опасения. И эти опасения вполне основательны.