Максим Кац

Максим Кац

Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Если кратко, то полемика Алексея Навального и Максима Каца сводится к тому, что Навальный сказал, что Кац проходимец, который переписал свой бизнес на родителей, а Кац (через своего друга Илью Варламова) ответил, что соратник Навального Волков три года назад влюбился в девушку, которая, в свою очередь, полюбила Каца, и это стало поводом для нелюбви Навального к Кацу. Почему эта полемика вызывает чувство неловкости – понятно. Спорят объективно крупнейший российский оппозиционный лидер и объективно не последний оппозиционный политтехнолог, успевший в свое время поработать и на этого лидера, что делает полемику еще более неприятной. «Кац» созвучно с «Каутский», но это совсем не переписка Энгельса и Каутского, это типичная перебранка блогеров в «Живом журнале» образца 2007 года, они уже перешли на caps lock и вот-вот начнут назначать друг другу встречи «в реале», чтобы набить морду.

Пропагандистские СМИ с удовольствием подхватывают тему – смотрите, мол, и не говорите потом, что вы не видели; разве можно доверить этим людям хоть какую-нибудь власть? Вопрос риторический, он подразумевает единственный ответ «нет», и это ловушка, потому что сама постановка вопроса – ну это как если бы Золушка, стоя над тыквой, в которую превратилась карета, рассуждала, можно ли ехать на этой тыкве домой. Понятно, что нельзя. Понятно, что надо пешком. Какие тут вообще могут быть вопросы.

Но если продолжать метафору с Золушкой, то, кроме безусловного «нет, на тыкве ехать домой нельзя», есть еще одно безусловное – домой все равно надо, хоть пешком, хоть как.

Карета российской оппозиции превратилась в тыкву уже давно, но, как бы неловко ни было теперь за оппозиционеров, из этой неловкости вообще никак не следует, что власть в России хорошая, адекватная потребностям общества и не нуждающаяся в как можно более скорой смене. Если взять все самые скандальные эпизоды из жизни оппозиции, включая полемику Каца и Навального, то легко можно обнаружить аналогичные вещи по ту сторону условной кремлевской стены, и поправка на масштаб будет не в пользу власти.