Валерий Шарифулин / ТАСС

Сессию первого дня работы ПМЭФ, посвященную потенциалу национальных брендов России, отодвинули на вечер. Кому интересны размышления, какими товарами и услугами страна может удивить мир? Полупустой зал, где половина зрителей (наверняка помощники кого-то из сидящих на сцене) уставились в свои смартфоны, казалось, подтверждал правильность решения организаторов форума. О российских брендах с международной потенцией, о выращивании компаний мирового уровня – обо всем этом говорится последние пятнадцать лет. И, положа руку на сердце, далеко ли мы продвинулись?

Впрочем, на лицах спикеров не читалось уныния, разве что усталость. CEO Х5 Retail Group Игорь Шехтерман – четвертый руководитель этой компании за последние пять лет – тезисно пересказал свое же выступление, произнесенное несколькими часами ранее на профильной розничной панели. В нем было много слов вроде value prоposition, чуть меньше цифр («В день наши магазины посещают 7 млн человек, 2,5 млрд в год») и совсем мало связи с обсуждаемой темой. Дмитрий Костыгин, чей «Юлмарт» модератор дважды сравнил с Amazon (не в пользу американского гиганта), похоже, не вполне понимал свою роль в спектакле, поэтому, чтобы что-то сказать, ударился в воспоминания. Единственный иностранец (не считая модератора из консалтинговой фирмы Bain), глава коммуникационной компании EM Том Блэквелл, поначалу говоривший на родном английском, не удержался и принялся по-русски критиковать кремлевскую пропаганду на телевидении: «Их задача показать, что на Западе сплошные лицемеры и козлы. У нас действительно есть лицемеры и много козлов, но много и чего другого! Такая стратегия мне непонятна, она меня огорчает».

Одним словом, дискуссия выходила из-под контроля, а сессия раcходилась по швам. Положение спас участник, сам вид и манеры которого, казалось, выдавали в нем главного героя вечера.

У нас действительно есть лицемеры и много козлов, но много и чего другого!

Этим человеком оказался не Станислав Протасов, сооснователь глобальной IT-компании Acronis. И даже не сидящий с ним рядом однофамилец Максим Протасов, когда-то скупавший алюминиевые заводы, а затем открывший производство овощных консервов и паштетов, – недавно он возглавил национальную систему «Роскачество». Бремя презентации настоящего и будущего российских брендов на себя взвалил бесстрашный Минпромторг, точнее, его статс-секретарь, заместитель министра Виктор Евтухов. В полной мере выражая дух своего ведомства (кстати, не первого за карьеру), чиновник очертил, как государство видит данную повестку.

Первым делом Евтухов возвестил о том, что с сегодняшнего дня запускается очередная национальная система – маркировки «Сделано в России». Коммуникационный проект Made in Russia был запущен в 2014 году, на этой панели его представлял гендиректор одноименного агентства Михаил Садченков. Есть еще недавно учрежденный Российский экспортный центр, руководит которым сын главы Службы внешней разведки РФ Петр Фрадков. На сессии Фрадков-младший отсутствовал, хотя на днях выступал на съезде стартаперов Startup Villige с рассказом о всемерной поддержке российского бизнеса за рубежом. Пазлы, в общем, собираются. Очередь дошла до маркировки.

– Глобальная цель [маркировки] одна: создать в головах потребителей, что если российское, то, значит, качественное, экологичное, высокотехнологичное, это стоит приобретать, – деловито сообщил Евтухов.

Спикер с улыбкой напомнил, с чем традиционно ассоциируется Россия у всяких там иностранных невежд: «матрешка, балалайка, водка, икра, хоккей, до вчерашнего дня футбол». Однако в последнее время народные промыслы и прочие лубочные глупости вытесняет сила российского оружия. Дело серьезное.

– Я тут даже не об автомате Калашникова говорю. Бренд «Армия России» за последние три года… ну, реально стал брендом, – констатировал спикер.