Пенсионеры на занятиях йоги. Аризона, США. Фото: Lucy Nicholson / Reuters

Пенсионеры на занятиях йоги. Аризона, США. Фото: Lucy Nicholson / Reuters

Порог старости, как известно, понятие субъективное и довольно условное. Тем не менее результаты свежего опроса ВЦИОМ, посвященного этой теме, стоят нашего внимания: 37% россиян считают, что старость наступает до 60 лет, и лишь 22% – что после 70. Среднее значение – 63 года.

Цифры почти не изменились с 2014 года, когда порог достижения старости в представлении россиян они переступали после 62 лет. Население, как и прежде, не надеется на долгие годы хорошего самочувствия – показатель продолжительности здоровой жизни крайне низкий. В этом смысле разговоры о старости после шестидесяти следует понимать как следствие образа жизни, который ведут миллионы граждан страны, а также общепризнанной слабости национальной системы здравоохранения (в оценке ее эффективности россияне вполне солидарны с мнением международных исследователей).

С другой стороны, нельзя сказать, чтобы российские представления о том, когда начинается старость, как-то существенно отличались от показателей других стран – и прежде всего развитых. В Великобритании или, допустим, Германии «старыми» уже считают 59–60-летних, но никому не придет в голову винить в этом то же немецкое здравоохранение – едва ли не самое передовое и социально ориентированное в мире.