Велопарковка в Амстердаме. Фото: Yves Herman / Reuters

Велопарковка в Амстердаме. Фото: Yves Herman / Reuters

Если верить статистике, велосипедов в Нидерландах больше, чем жителей, и ездят на них представители всех слоев общества, включая элиту и королевскую семью. Велосипедную инфраструктуру изучают города всего мира, когда хотят снизить нагрузку от автомобилей и решить транспортную проблему.

Процесс превращения Нидерландов в велосипедное королевство занял не одно десятилетие. Еще в середине XX века развитие голландских городов крутилось вокруг автомобилей, и местами переход к двухколесному транспорту в чем-то был вынужденным, а в чем-то – случайным. О том, как это происходило, рассказывает книга Building the Cycling City, вышедшая в августе. Издание Next City приводит отрывок из нее, посвященный велосипедной истории Эйндховена, пятого по величине города страны.

Когда-то, пишут авторы книги Мелисса и Крис Брантлетты, основатели консалтингового агентства Modacity, Эйндховен был промышленным центром страны. Именно здесь более 100 лет располагалась штаб-квартира гиганта Royal Philips Electronics, крупнейшего работодателя города. После Первой мировой войны власти Эйндховена приняли прогрессивный план развития: пять деревень вокруг него решено было объединить кольцевой автодорогой, жилые районы устроить за ее пределами, а центр оставить вотчиной бизнеса и торговли.

С самого начала город строился для автомобилей. Машина воспринималась как символ статуса, показатель достатка, и именно автомобили власти считали двигателем прогресса и экономического развития. «Машины рассматривались как признак богатства, – говорит сотрудник Технического университета Эйндховена Франк Вераарт. – Если вы приветствовали автомобили у себя в городе, автовладельцы приезжали и тратили у вас деньги». По этой причине Эйндховен получил новые дороги, ведущие через центр, и много парковок, чтобы жителям и гостям было удобно ходить по ресторанам и магазинам. Все это – несмотря на то, что велосипеды всегда были популярным видом транспорта: в 1947 году, указывают Брантлетты, велосипедисты составляли 71% пользователей эйндховенских дорог.