
Посетитель на выставке «Энергия созидания: 100 лет комсомолу». Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости
День рождения комсомола и День памяти жертв политических репрессий соседствуют в календаре уже очень давно, но теперь кажется, что по-настоящему встретились они только этой осенью, и это даже не странно: обе даты сейчас не настолько громкие, чтобы отмечающие их мешали друг другу. Комсомольскую дату давно не празднуют, и тем, кто помнит, чем примечательно 29 октября, уже сильно за сорок, а день репрессированных даже на пике государственного антисоветизма в массовое сознание так и не впечатался.
А тут вдруг совпало. У антисоветской даты – ренессанс, связанный прежде всего с акцией «Возвращение имен», но имеющий, очевидно, вполне политическую природу, которую тоньше всех, как всегда бывает, почувствовали московские чиновники, попытавшиеся отменить акцию у Соловецкого камня под предлогом ремонта на Лубянской площади и отыгравшие назад только после публичного скандала. Да и «Мемориал», который в свое время так и назвали, чтобы построить мемориал всем жертвам советского террора, и не более того, вообще никакой политики, теперь – официально преследуемая организация и сама по себе, и в персональных частностях (дело Дмитриева, дело Титиева), хотя казалось бы – зачем государству бороться с теми, чья работа – память и только память. Но какая и откуда тут политика – в общем, понятно.
Интеллигентский антисоветизм и антисталинизм вошли заново в моду на фоне политических заморозков начала десятых и, как почему-то кажется, логично последовавших именно из этих заморозков государственных попыток выстроить официальную политику памяти. Когда за историю в государстве отвечают неосталинист Владимир Мединский и ультраконсерватор Тихон Шевкунов, Солженицын и Шаламов автоматически превращаются в оппозицию и антисоветское восприятие истории само собой делается частью базового пакета для тех, кто по каким угодно причинам не принимает Путина. Также, очевидно, имеет значение и нероссийский контекст – нынешний мировой стандарт восприятия истории с упором на жертв, а не на победителей, окончательно выработался уже на памяти ныне живущего поколения, перед глазами современных русских – и еврейский опыт, и восточноевропейский, и условный «Мальчик в полосатой пижаме» легко перекладываются на понятные любому в России гулаговско-расстрельные реалии. Да, наш холокост приходил в фуражке с синим околышем, и как к этому относиться, специально придумывать не надо: в распоряжении русского западника огромный иностранный опыт, и даже несмотря на этническое противоречие (а «национальный фактор» в советских репрессиях имеет огромное значение и для отечественного антисемитизма), Соловецкий камень – прямой родственник Яд Вашема, и люди, стоящие в очереди у камня – безусловная часть того «цивилизованного мира», от которого официальная Россия в последние годы последовательно отстраивается и отделяется.
Сталинские репрессии были легитимны, на тот момент моратория не смертную казнь не было. Дела правда фабриковали, это да, но у Сталина и правда была паранойя по поводу предателей и врагов народа. Сейчас свой ментовской беспредел с целью запугать активистов они демонстрировать широким массам стыдятся, уж очень жалко выглядит.
+1. Осудить Сталина недостаточно. Всегда надо разумно подходить к анализу истории, не перевирать в свою пользу, но и не отклоняться сильно в тему преступлений режима. Их ни в коем случае не надо скрывать, но и посыпание головы пеплом до смертной доски не вариант.
Какой там неосталинизм, диктаторы измельчали с тех пор!
Мне тоже всё это абсолютно не нравится. Но точно ли во всем этом виноват Сталин? Не уверен. Вероятно, есть какая-то более общая проблема в России, которая сделала возможной и Ленина, и Сталина, и Путина, и какого-нибудь нового монстра, который появится в будущем. Ну давайте эту проблему назовем неосталинизмом. Хоть горшком назови, как говорится...
Другому Лаврову (ответ):
""Ресталинизация" - что это такое? Определение этой зверушки, пожалуйста, если она вообще существует в природе. "
Эта зверушка уже открыла глазки, поднимает голову и просит кушать. Уголовные дела Дмитриева, репостеров картинок, "Сети", "Нового величия"... - это её корм.
Основная среда обитания этой зверушки - атмосфера страха. И сейчас вовсе ни к чему рандомно расстреливать, а можно просто так же рандомно заводить уголовные дела за "что угодно". Современные средства коммуникации позволяют сеять и выращивать страх гораздо более простыми методами, чем в сталинское время. На гидропонике общественного сознания.
Закон о "возбуждении ненависти к определенной социальной группе" - это её мягкая подстилка и надежная охрана.
Убрать кладбище из стен Кремля - хорошо бы, но не поможет. Зверушка пока продолжает жить в подсознании довольно большого числа людей.
"И вот одни стоят со свечками..." - сначала подумал, что это про бывших комсомольцев на бдениях. А статья не понравилась, написана чтобы написать.
Не могу согласиться с вашим, Олег,выводом что еще долго будут сосуществовать две маргинальные группы. Социологи Левада центра ( смотреть Ведомости от 30.10.18) провели опрос об ответственности россиян за состояние дел на разных этажах их жизни .Результаты показывают что граждане стали в разы ответственнее относится к социально-политической своей роли в жизни города,района и даже страны
"Ресталинизация" - что это такое? Определение этой зверушки, пожалуйста, если она вообще существует в природе. Сталинского режима нет и никогда больше не будет. Думаю, это всем совершенно очевидно. Надеюсь, когда-нибудь кладбище у стен Кремля уберут оттуда. Понятно, что точно не при Пу, но когда-нибудь. А оживить труп и посадить его на трон невозможно, даже если кто-то и хочет. Да никто и не хочет, свято место и так не пустует. Опять, простите, текст ради красного словца, как и большинство текстов этого автора.
" А оживить труп и посадить его на трон невозможно, даже если кто-то и хочет. "
И что? Гитлера тоже не оживить, однако насчёт оправдания нацизма правила довольно строгие, по крайней мере, в Европе.
""Ресталинизация" - что это такое? Определение этой зверушки, пожалуйста, если она вообще существует в природе. "
Это политика неосуждения преступлений сталинизма, дающая сигнал, что и сегодня можно преследовать по политическим мотивам, в том числе за мыслепреспупления. Что и происходит тихой сапой.
>Сталинского режима нет и никогда больше не будет.
Буквально "сталинского" не будет, но другой режим, использующий "сталинский подход" в качестве ориентира вполне может быть. Вот например уже имеющее место повсеместное использование пыток следственными органами - вполне себе "сталинский" подход. Или статья аналог 58й - пусть не сегодня. пусть на современный лад, но в перспективе - вполне.
Безусловно. Но это уже мало или совсем никак не связано с историей. Менты же сейчас пытают не потому, что им когда-то Ежов приказал пытать, а потому что сегодняшнее их начальство по крайней мере не против. Стране требуется восстановление нормального государства, ответственного перед обществом. Понятно, что Сталин строил его противоположность, но одним отречением от Сталина такое государство не построить.
"От серьезной ресталинизации Россию спасет историческая нерешительность Путина..."
От "серьезной" ресталинизации Россию спасет ее невозможность. То что мы видим - жалкие потуги нынешнего режима оправдать сегодняшние хаотичные репрессии, которые до сталинских никогда не дойдут. Это в общем то попытка почерпнуть легитимность для чекисткого режима, отсутствие которой всем уже очевидна.
Идеологически нынешняя власть готова уничтожить "Мемориал" и наставить памятники Сталину, даже репрессированная Чечня промолчит. Вновь начнут писать о "вожде всех времен и народов" как о выдающемся менеджере, совершившим коллективизацию и индустриализацию и победившим Гитлера. Сегодня нет силы, способной всерьез помешать этому, хотя число людей несогласных с такой трактовкой образа тирана и палача довольно велико.
Однако, чтобы России не превратиться в совершенно отсталую страну, ей придется иметь научный корпус, а ученые - люди вредные, недаром их ни Ленин, ни Сталин не любили. Но именно эта "гнилая интеллигенция" дала Сахарова и Солженицына. Нормально мыслящий человек никак не сможет удовлетвориться мифами Мединского и К° и всей той пургой, которую несут правительственные СМИ. Предполагаю, что ни Матвиенко, ни Киреенко эту пропаганду тоже не смотрят.
Что победит история или миф? Карамзин считал, что миф, когда писал: "история злопамятнее народа". Я всё же надеюсь на сообщество хорошо образованных людей, которые не забудут, не простят. Но может быть и другой сценарий с победой "образованщины".
решение на подходе
https://www.youtube.com/watch?v=W3qjxktzQUE
Краткое содержание статьи: "Не троньте ничего, а то кабы чего не было". Из текста в текст у Кашина. Тронут, Олег, эти мантры никого не убедят и никому не помогут.
+
"От серьёзной ресталинизации Россию спасёт историческая нерешительность Путина – тоже так себе перспектива, но ведь больше и некому."
Начали за здравие, кончили за упокой.