Фото: New Zealand AIDS Foundation

Фото: New Zealand AIDS Foundation

На днях Европейский центр по профилактике и контролю заболеваний и ВОЗ предоставили отчет по ситуации с ВИЧ в Европе. Лидерами по количеству новых случаев ВИЧ в регионе в 2017 году стали Россия и Украина. Всего за прошлый год в Европе было выявлено около 160 000 ВИЧ-положительных людей, из них более 104 000 — в России.

Минздрав РФ назвал сведения ВОЗ недостоверными: по словам главы ведомства Вероники Скворцовой, в прошлом году в России зарегистрировано 85 000 заболевших. По данным министерства, в России каждый год на ВИЧ проверяют более 30% населения, что выше, чем в странах Европы, где тесты затрагивают не более 10% жителей. А глава Роспотребнадзора и вовсе сделала сенсационное заявление о конце эпидемии ВИЧ: «Если в 2013 году темп прироста составлял 13%, в 2017 году — только 2%, и за 10 месяцев этого года — минус 2%. То есть, нам удается остановить распространение заболеваемости и получить отрицательные цифры прироста».

Действительно, по сравнению с предыдущем годом темпы роста новых случаев инфекции несколько снизились, но говорить о том, что эпидемию «удалось остановить» нельзя, считает сотрудник ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора и глава Федерального центра СПИД Вадим Покровский: «Эпидемия продолжается. В год мы имеем около 100 000 новых пациентов с ВИЧ. Это очень и очень много для нашей страны. Об улучшении можно будет говорить, когда мы будем иметь 5 000 новых случаев, как в Германии или во Франции».

Эксперты полагают, что распространение вируса в Восточной Европе не позволит региону к 2020 году достичь цели 90–90–90, намеченной Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS). Эти цифры означают следующее: 90% людей, живущих с ВИЧ на данной территории, знают о своем диагнозе, 90% из них получают антиретровирусную терапию и 90% из них имеют неопределяемый уровень вируса в крови.

Вопреки распространенному стереотипу, чаще всего заражение вирусом в регионе происходило через гетеросексуальный половой контакт (59%) и употребление инъекционных наркотиков (30%). Среди причин роста эпидемии в регионе ВОЗ называет отсутствие достаточного уровня профилактики, стигма и дискриминация, недостаточный охват тестированием и консервативность законодательства.

Наверняка свою роль сыграла и труднодоступность доконтактной профилактики (ДКП, тенофовир/эмтрицитабин, известный под торговой маркой Truvada). В России ее легализовали лишь осенью: на сайте Минздрава появилась инструкция по ее применению.

Впрочем, вопреки ожиданиям, Минздрав так и не включил Truvada в новую редакцию Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год (цены на лекарства в этом списке регулируются государством). Рыночная стоимость одной упаковки Truvada в настоящее время составляет около 14 тысяч рублей — не каждому по карману.

В США же использование Truvada в медицинских целях было одобрено в 2004 году. Синяя таблетка также попала в Перечень основных лекарственных средств ВОЗ, где собраны самые эффективные и безопасные лекарства.