Сестра Шамимы Бегам показывает ее фото. Фото: Laura Lean / FA Bobo / PIXSELL / PA Images / ТАСС

Сестра Шамимы Бегам показывает ее фото. Фото: Laura Lean / FA Bobo / PIXSELL / PA Images / ТАСС

Продолжает развиваться история Шамимы Бегам – гражданки Великобритании родом из Бангладеш, которая несколько лет назад уехала в Сирию, чтобы присоединиться к «Исламскому государству» (ИГИЛ, террористической группировке, запрещенной в России и других странах). Там она вышла замуж за боевика, родила двух детей (позднее они умерли от болезней и недостатка еды). Но после разгрома «халифата», созданного террористами, оказалась в сирийском лагере для беженцев.

Шамима, которая сейчас ждет третьего ребенка, заявила, что хочет вернуться в Великобританию. «Я просто хочу вернуться домой и спокойно растить там ребенка», – сказала она журналистам.

Среди британцев это вызвало споры. Cложности добавило то, что она оправдывала действия боевиков – включая расправы над теми, кого называла «врагами ислама». «Она – жертва, попавшая под влияние ИГИЛ. Мы должны ей помочь», – заявляли одни. «Она может быть опасной. И она даже не раскаивается, что поддержала террористов», – возражали другие. Министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид заявил, что «какую бы роль ни играли сторонники ИГИЛ, они поддержали террористическое государство, показав тем самым, что ненавидят наши ценности». «Даже если так, – возражали третьи, – она британская гражданка. Мы можем привлечь ее к ответственности, но нельзя ее просто бросить».

Власти в итоге выбрали второй вариант. Женщину лишили гражданства, по сути, закрыв ей въезд в Великобританию. При этом правительство Бангладеш уже заявило, что тоже не собирается ее принимать – даже если она попросит.

Эта история – лишь одна из многих. Десятки тысяч человек из разных стран, включая Россию, в свое время отправились в Сирию и Ирак, привлеченные пропагандой террористов. Нередко – вместе с семьями. С тех пор многие из боевиков были убиты или попали в плен (муж Шамимы, выходец из Голландии, находится в плену у сирийских повстанцев), а тысячи их жен и детей оказались в лагерях для беженцев.