Амелия Ланьер. Иллюстрация: wikipedia.org

Амелия Ланьер. Иллюстрация: wikipedia.org

«Изучая пьесы Шекспира в колледже, я была зачарована леди Макбет и ее сестрами по шекспировскому канону», – признается в статье для Atlantic журналистка Элизабет Уинклер. Ее также привлекали другие прекрасно прописанные героини прославленного драматурга – Беатриче («Много шума из ничего»), Розалинда («Как вам это понравится») и так далее. Уинклер не могла не обратить внимание на то, что персонажи Шекспира затрагивают довольно интересные темы: рассуждают о гендерных ограничениях и даже выступают («Отелло, венецианский мавр») за равенство женщин («Так пусть мужья то знают, что и мы, как и они, имеем те же чувства»).

Шекспир часто «феминизировал» исторические источники, из которых брал сюжеты для пьес (например, Плутарха). Он изображал легендарных героев-мужчин с точки зрения их матерей, жен и возлюбленных – что было в новинку для драматургов того времени. «Почему Шекспир смотрел на происходящее с позиции женщины? Как будто он сам был женщиной», – задается вопросом в своей книге Тина Пакер, художественный руководитель американского театра Shakespeare & Company.

Споры о том, на самом ли деле Уильям Шекспир (уроженец английского города Стратфорд-апон-Эйвон, 1564–1616) сочинил свои работы, ведутся уже несколько веков. Предполагаемые авторы – Фрэнсис Бэкон, Кристофер Марлоу, Эдуард де Вер. В лагере «шекспироскептиков» – Чарльз Диккенс, Марк Твен, Генри Джеймс, Зигмунд Фрейд. Есть также теория, согласно которой за псевдонимом «Шекспир» скрывалась группа писателей. Впрочем, в академическом сообществе общепринята традиционная версия авторства пьес.