Владимир Путин и Реджеп Эрдоган в Москве, 2012 год

Владимир Путин и Реджеп Эрдоган в Москве, 2012 год

REUTERS / Sergei Karpukhin

UPDATE (06.08.2022). Вчера Владимир Путин провел в Сочи встречу со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Переговоры продлились более четырех часов и завершились подписанием совместного заявления о всестороннем и масштабном экономическом сотрудничестве. Путин поприветствовал Эрдогана словами «дорогой друг», и в целом складывалось впечатление, что президентам действительно удалось о многом договориться. Невзирая на былые распри (вспомним, например, какие страсти еще недавно, семь лет назад, кипели вокруг сбитого турками российского бомбардировщика), Эрдоган не только не отказывается от сотрудничества с Кремлем в экономической сфере, но и готов активно его расширять — в ситуации, когда одно только появление турецкого лидера на совместной с Путиным фотографии на Западе объявляют «мягко говоря, вызовом».

Путин, как это заведено на подобных встречах (открытой их части), аккуратно зачитал подготовленную советниками внешнеторговую статистику: «В прошлом году у нас увеличился товарооборот на 57%, а за первые месяцы этого года до мая включительно он увеличился в два раза». И это, конечно же, не предел. По словам вице-премьера Александра Новака, также участвовавшего в переговорах, «были достигнуты очень важные решения, которые, по сути дела, выводят на новый уровень развитие наших отношений — в торговле, в экономике, практически по всем отраслям. В том числе и в транспортной отрасли, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, IT-технологиях, ЖКХ».

«Верю, что наши переговоры откроют новую страницу в отношениях двух стран. Я отношу сюда вопросы энергетического сотрудничества, вопросы экспорта зерна в Черном море, туризма, региональные вопросы», — заявил Эрдоган, отдельно подчеркнув важность строительства «Росатомом» АЭС «Аккую» в Турции, поскольку та должна обеспечить 10% энергетики страны (вопреки нарастающей критике со стороны политических оппонентов, связывающих атомный проект с рисками энергетической зависимости от Москвы). Главы государств также договорились, что Турция постепенно будет переходить к оплате за российский газ в рублях.

Может показаться странным, что расцвет сотрудничества России и Турции приходится на тяжелейший период в истории национальный экономик двух стран. Перспективы устойчивого экономического роста в РФ после 24 февраля более чем призрачны. Турция, в свою очередь, с начала года переживает острый валютный кризис, а инфляция в июле почти достигла 80% в годовом выражении, став рекордной с конца 1990-х. Российские эксперты провластных СМИ вовсю рассуждают о «крахе турецкой модели развития за счет иностранных инвестиций».

С другой стороны, в этом выборе момента для переговоров об углублении экономического партнерства нет ничего удивительного. Ведь в их основе — антизападный курс во внешней политике, консервация — во внутренней, стремление несменяемых стареющих лидеров продлевать свои авторитарные режимы, удерживая власть любой ценой. Таким образом, в траекториях двух стран за последние годы закономерно проявились общие черты. Напомним о ключевой из них — сознательном отказе от стратегии догоняющего развития.

Под занавес своего президентства Дональд Трамп отменил льготный режим торговли с Турцией. Решение нельзя назвать большим сюрпризом — на фоне торговой войны США и Китая пересмотр американцами условий работы со странами, правящие режимы которых по тем или иным причинам не находят сочувствия в Белом доме, становится рутиной Госдепартамента. И все же интересна формальная причина, по которой Штаты осложнили жизнь турецким экспортерам: страна, как полагают в Вашингтоне, больше не является развивающейся — теперь она развитая.

Реальный уровень экономического развития Турции, по мнению США, не позволяет той впредь оставаться участником программы «Генеральная система преференций», дающей право беспошлинно ввозить в Америку широкий перечень товаров.

До сих пор в положении Турции и вправду было много двусмысленности. Не далее как в прошлом году ООН присоединила Турцию к группе индустриально развитых в тексте рамочной конвенции об изменении климата, чему энергично сопротивлялись турецкие дипломаты (развивающимся странам документ обещал различные послабления плюс финансирование проектов национальной инфраструктуры и технологий, тогда как развитые несли в основном обязательства по сокращению парниковых газов и расходы на международные исследования). Всемирный справочник ЦРУ некоторое время назад классифицировал Турцию как развитую страну. Однако с этим не соглашались Dow Jones, FTSE, а также MSCI, ведущий индекс развивающихся рынков. Для них Турция — это прежде всего государство со сравнительно высокими макроэкономическими рисками и подушевым ВВП, в полтора раза уступающим Польше.

Возможно, разночтения и споры вокруг статуса Турции говорят лишь о том, что стране долгие годы скорее успешно удавалось притворяться развитой, чем действительно ей быть.