Александр Петриков специально для «Кашина»

Если вдруг Владимир Путин уйдет в отставку – просто так, без повода, надоело, ухожу, не звоните мне больше, – его нынешние оппоненты от растерянности, конечно, отправятся «просто гулять» по бульварам, Росгвардия от той же растерянности начнет их бить и задерживать, день пройдет в хлопотах по автозакам и отделениям полиции, к ночи всех отпустят, люди разойдутся по домам и лягут спать в надежде, что это какая-то дурная шутка, и что утром окажется, что Путин никуда не уходил, можно жить по-прежнему – мечтая, конечно, о переменах.

Сенсационная развязка дела Ивана Голунова поставила всех перед какой-то совсем новой реальностью. Оказалось, что в 2019 году возможно некоторое стечение обстоятельств и усилий, способное буквально сотрясти государственные устои. Вместо долгого судебного процесса «как у Серебренникова» получилось что-то, наверное, булгаковское, когда демоны самоуничтожились, из бумажника вылетела оса, а Николай Иванович превратился в борова. Как принято писать в плохой публицистике – проснулись в другой стране.

Власти и ее людям просыпаться в другой стране проще, у них опыт, у них каждый день другая страна, каждый день стресс, у них санкции, Крым и группа Школова. Когда кто-нибудь шутит (в плохой публицистике надо уточнять – горько шутит), что прекрасную Россию будущего будут строить Игорь Сечин и телеведущий Соловьев, в этом на самом деле ничего смешного и нет. В России именно номенклатура беспрецедентно стрессоустойчива, готова к любым переменам, умеет ориентироваться в кризисных ситуациях. В этом (и если бы только в этом) смысле она гораздо сильнее любого гражданского общества.