В декабре 2018 года 55-летний британский веган Джорди Касамитджана обратился в суд с иском против своего бывшего работодателя – League Against Cruel Sports (LACS), организации по защите прав животных. Истец утверждал, что пострадал из-за своих этических убеждений и лишился работы, потому что раскрыл сотрудничество боссов с компаниями, тестирующими продукты на животных. В начале марта 2020-го дело закончилось победой Касамитджаны.
Но в историю оно вошло благодаря одной юридической тонкости: ведущий процесс судья Робин Постл постановил, что веганство является этическим убеждением и философской концепцией. А не «причудой» или весьма специфической диетой. В англосаксонской судебной системе основным источником права считается прецедент. Это значит, что увольнение Джорди и другие подобные случаи должны будут рассматриваться в соответствии с Законом о равенстве (2010), направленным против дискриминации на основе убеждений.
Автор термина «веганство» Дональд Уотсон изначально позиционировал его как этическое учение: «Человеческое существование не основывается на неприемлемой тирании, установленной в отношении животных». В 1950 году Уотсон и несколько других исследователей впервые сформулировали определение веганства: «Доктрина, согласно которой человек должен жить, не эксплуатируя животных». В последние годы веганство вышло на новый уровень популярности. Его продвигают поп-звезды, рестораны вносят разнообразие в меню с помощью растительных блюд, а производители поставляют в масс-маркет даже веганское пиво (вот тут организация PETA – People for Ethical Treatment of Animals – приводит целый список пивных брендов, которые этично употреблять вегану).
Согласно январскому исследованию Аналитического центра НАФИ, 54% россиян готовы включать растительные продукты-заменители мяса в свой рацион. Наибольший спрос на такие продукты у молодежи (69% среди людей от 18 до 24 лет и 60% среди людей от 25 до 34 лет). При этом сегодня уже 10% россиян можно назвать веганами.
Отказ от продуктов животного происхождения больше не является каким-то маргинальным убеждением. Он основывается на том же постулате, что и в середине XX века: животные чувствуют боль и в этом ничем не отличаются от людей, которые, как правило, игнорируют условия жизни эксплуатируемых животных и страдания, которые те испытывают перед смертью. К сегодняшнему дню антропоцентризм, ставящий человека в центр мироздания, изжил себя и требует пересмотра. Ведь к своим домашним питомцам, собакам и кошкам, мы относимся порой лучше, чем к некоторым знакомым. Чем коровы, свиньи и курицы хуже шпицев и сфинксов?
Эта простая, но рациональная логика взывает к моральному чувству и эмпатии. Легко понять, почему она привлекает все больше последователей, однако критики утверждают, что в основе веганства лежит ложная посылка: спасая одних животных, оно обрекает на смерть других. Что, если веганы вредят живым существам даже больше, чем любители стейков и сыров?