Нейробиолог Карл Фристон из Университетского колледжа Лондона известен тем, что сформулировал принцип свободной энергии, который применяет математические модели для описания работы мозга (этот принцип претендует ни много ни мало на звание «единой теории мозга»). Фристон – самый цитируемый нейробиолог во всем мире, считается, что именно он революционизировал визуализацию мозга.
В период пандемии COVID-19 он вошел в состав Independent Sage. Этот комитет ученых был создан в качестве альтернативы группе SAGE (Scientific Advisory Group for Emergencies), консультирующей правительство Великобритании по вопросам развития коронавируса (она неоднократно сталкивалась с критикой, в основном за свою непрозрачность).
Фристон применяет разработанный им метод динамического причинно-следственного моделирования (DCM), используемый для описания реакций нейронных ансамблей в зрительной коре головного мозга в ответ на различные действия, – для получения максимально точного прогноза развития болезни. Его метод призван бороться с неопределенностью распространения вируса (он же, кстати, подтвердил эффективность социального, или физического, дистанцирования).
DCM, по сути, представляет собой расширенную версию классической эпидемиологической модели SEIR: Susceptible, Exposed, Infected, Recovered, то есть восприимчивые (или могущие заразиться), подверженные (инфицированные, но пока что не способные заразить), инфицированные и передающие инфекцию, выздоровевшие. Это самая распространенная модель прогнозирования эпидемий и средств для их подавления. В 2020 году она была доработана Ричардом Неером и его коллегами в Базельском университете с учетом особенностей нового коронавируса. Расчеты по этой модели использовались для принятия решений о введении ограничительных мер в некоторых штатах США.
В интервью изданию The Guardian Карл Фристон кратко обрисовывает преимущества его моделей и рассуждает о возможности второй волны коронавируса и попытках предсказать ее последствия.