Пересказ книги «Человечество. Обнадеживающая история» (Humankind: A Hopeful History) одного из наиболее выдающихся молодых европейских мыслителей современности Рутгера Брегмана. 32-летний автор опубликовал уже четыре книги, и по крайней мере одна из них стала международным бестселлером и была отмечена различными призами.
Рецензент The Guardian назвал последнюю на сегодня работу Брегмана «“Sapiens” 2020 года». Сам же автор «Sapiens» признался, что она заставила его взглянуть на человечество по-новому. Юваль Ной Харари уверен, что книга вызовет немало плодотворных дискуссий.
Контекст
Цивилизация построена вокруг одного общепринятого положения: человек, оставленный сам по себе, станет животным или настоящим монстром. Единственное, что может ему помешать опуститься до этого уровня, – постоянный контроль со стороны общества.
Но что, если это положение неверно? Тогда все привычные нам структуры – от школ до тюрем – организованы не лучшим образом. Тогда каждый из нас ошибается в том, как стоит относиться к ближним. Писатель Рутгер Брегман думает, что это действительно так: мы не правы в основной предпосылке. В книге «Человечество. Обнадеживающая история» он разбирает случаи, которые, на первый взгляд, кричат о человеческой злобе. Однако сняв верхний слой с этих историй, Брегман показывает, что часто они имеют совсем другой смысл.
Вера в злое человечество отнюдь не безобидна. Она действует на нас как ноцебо – антипод плацебо, который заключается в том, что вера в болезнь действительно приводит к болезни. Человечество в своей вере действительно становится несколько хуже, и это легко объяснить: если мы считаем, что все соседи – потенциальные убийцы и воры, то с какой стати будем относиться к ним хорошо?
Проблема в том, что эта вера постоянно в нас поддерживается. Смотря ежедневно новости, неискушенный в истории человек будет убежден, что концентрация зла в мире достигла своего максимума. Под постоянной бомбардировкой плохими новостями сложно вспоминать, что на самом деле мы живем в самый мирный период своей истории. Целый ряд исследований показал, что в современности количество новостей непропорционально количеству негативных событий. Так, с 1991 по 2005-й крушения самолетов становились все более редкими, а внимание, которое уделялось им в прессе, все большим. Также выяснилось, что когда насилие в мире уменьшается, в новостях появляется все больше упоминаний о насилии в той или иной форме. Здесь мы наблюдаем такое когнитивное искажение, как эвристика доступности (availability bias). Оно – одна из причин популярности мифа о плохом человечестве сегодня.
Автору все же 32 года. 1988 года рождения
спасибо, исправили
Судя по статье, Брегману до Харари очень далеко. Может быть, в пересказе упустили что-то очень важное?
Интересные факты, спасибо за статью!
Прочитав эту статью, русские ответят на неё фоткой Брейвика и другим столь же назойливым жужжанием, призванным обесценить выводы книги в глазах колеблющегося. Потому что им ещё третью мировую воевать, а для этого надо максимально сплотиться вокруг идола жестокости, социопатии и "тёмной триады". Только так (они убеждены) можно победить!!
А вот рядом находится Прибалтика, и во всех трех странах русские не любят коренное население и наоборот. И вообще к русским относятся тем лучше, чем дальше от них живут, как мне кажется. Так что с автором можно поспорить и контрпримеров привести еще очень много.
Хотя люди действительно не так плохи, как многие (и я в том числе) о них думали. В конце концов мы (люди) построили грандиозную цивилизацию, живем все лучше, убиваем друг друга все реже. Но и не стоит впадать в слишком сильную любовь к человечеству, были бы мы очень хорошими, давно бы построили коммунизм. Да и цивилизации (даже очень продвинутые) рушились, может и нашей скоро придет конец. Вот тогда и посмотрим, насколько хорош человек.
Коммунизм - это фантастический вариант организации общества. Потому что основной принцип абсолютно не может быть реализован никогда. "От каждого по способности, каждому по потребности". За реализацию второй (фантастической) части принципа реально погибли десятки миллионов человек. На мой взгляд, за пропаганду этого принципа нужно преследовать как за пропаганду нацизма.
Энгельс говорил, что коммунизмом мы называем действительное движение к обществу социальной справедливости.
А что делать с недоразвитым миндалевидным телом?
Хорошая попытка.
Но у нас был не эксперимент Зимбардо, а ГУЛАГ.
что тоже нельзя назвать экспериментом, посвященному свободе выбора)))