Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Еще в прошлом году их образ жизни называли «новым трендом». В этом же их привычный мир практически рухнул. Как закрытие границ из-за пандемии переживают те, кто уже не мыслит свою жизнь без перемещений? И чем, с точки зрения нейробиологии, отличаются люди, которых постоянно тянет странствовать, от домоседов?

Цифровые кочевники (digital nomads, цифровые номады, иногда встречается калька «диджитал-номады») – небольшая в масштабах мира, но довольно активная группа людей, привыкших к частым переездам и путешествиям. Это не дауншифтеры, не туристы и не творческие бездельники. Их отличает то, что они работают удаленно. Чаще всего это программисты, маркетологи, цифровые дизайнеры, копирайтеры и переводчики, иногда авторы онлайн-проектов. Словом, все, кому для работы достаточно ноутбука, розетки и Wi-Fi. Как правило, они меняют дислокацию не чаще, чем раз в месяц, но и не реже раза в год. Индустрия целых стран, например, Таиланда, даже начала трансформироваться под их потребности.

Сам термин digital nomad впервые возник в 1997 году, когда в свет вышла одноименная книжка Цугио Макимото и Дэвида Маннерса. В ней исследователи заявили о появлении принципиально нового стиля жизни. С тех пор он успел обрести отличительные черты и укорениться во всем мире. В США, например, по данным опросов, в 2018 году 4,8 млн человек называли себя цифровыми кочевниками, и еще 17 млн надеялись когда-нибудь ими стать.

В России аналогичных исследований не проводили, хотя идею, что можно сидеть с ноутбуком под пальмами, когда в Москве снег и холод, многие сделали своей заветной мечтой. Однако понятие digital nomad подразумевает, что ты не просто уезжаешь в соседний город или за границу и живешь там, работая в удаленном формате. Цифровое кочевничество объединяет в себе полноценную работу и при этом спонтанные перемещения по миру. При этом грань между рабочим и личным временем максимально размывается. Люди, которые выбирают этот жизненный уклад, обладают определенными чертами личности, которые усиливаются благодаря путешествиям.

В 2020-м адаптировать повседневную жизнь к новым условиям из-за коронавируса пришлось практически всем. И пока большинство приспосабливалось к удаленке вместо хождения в офис, цифровые номады преодолевали внутренние установки, которые не предполагают «быть привязанным к месту».