Владимир Путин и Александр Лукашенко в товарищеском хоккейном матче,  7 февраля 2020 года. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин и Александр Лукашенко в товарищеском хоккейном матче, 7 февраля 2020 года. Фото: kremlin.ru

Международная федерация хоккея на льду (ИИХФ) приняла решение о переносе чемпионата мира по хоккею-2021 из Беларуси. Объясняется это соображениями безопасности в условиях политических беспорядков, а также, в виде дополнительного аргумента, эпидемией COVID-19. «В настоящее время невозможно обеспечить благополучие команд, зрителей и официальных лиц при проведении чемпионата мира в Беларуси», говорится в сообщении на официальном сайте федерации. Чемпионат должен был также пройти в Латвии – теперь он состоится либо только там, либо в Латвии и Дании, назывался еще вариант со Словакией, но про него давно не вспоминают.

Правильнее, конечно, было бы говорить о чемпионате – не перенесли или отозвали, а отобрали, и не у Беларуси, а у Александра Лукашенко; все знают, как страстно белорусский лидер любит хоккей, турнир такого уровня для него вопрос не только престижа. И отобрали именно из-за него, Лукашенко, потому что все призывы политиков и угрозы спонсоров были спровоцированы той расправой, что он учинил летом и осенью над участниками политических протестов.

Голоса за отзыв чемпионата начали раздаваться осенью. Национальные федерации осторожно намекали на то, что могут не приехать в Минск. «Я не знаю, отправлю ли я игроков в Беларусь. Возможно, нет», – сказал глава Федерации хоккея Чехии Томаш Крал. Ему вторили в Финляндии и Дании, а Латвия просто отказалась быть страной-хозяйкой турнира в компании с Белоруссией. Зато Россия была полностью на стороне Минска, а хоккейные Канада и США хранили молчание. Зато, правда, в адрес ИИХФ направляли гневные письма конгрессмены, требовавшие лишить страну чемпионата из-за политического насилия. О невозможности проводить ЧМ в Беларуси говорила и лидер оппозиции Светлана Тихановская.

Глава ИИХФ Рене Фазель, тем не менее, держался до последнего. С Александром Лукашенко они прекрасно знакомы уже два десятка лет. Фазель до последнего пытался спасти чемпионат – несколько месяцев уверял, что по политическим основаниям перенос невозможен, а в январе даже съездил пообщаться с Лукашенко в Минск, где отчаянно пытался лавировать, рассказывая, что не хочет смешивать спорт и политику.