Огромные части европейской экономики уже почти год находятся в глубокой спячке. Триллионы государственных субсидий и дешевых кредитов позволили компаниям и предприятиям выжить. Власти платили своим гражданам, чтобы они сидели дома. Во многих европейских странах с прошлого года запрещены увольнения и принудительные банкротства.
Европейские политики надеялись без проблем разморозить 18-триллионную экономику континента после отступления пандемии. Однако все больше экономистов называют эту стратегию «осознанным разрушением», потому что, вторгаясь в естественный ход событий, власти мешают глубокой чистке экономики, которая в критические периоды автоматически освобождается от ненужного балласта, тормозящего развитие.
В основе поведения европейцев – политико-исторический опыт. Считается, что в целом они менее терпимы к жестким переменам, необходимым в американской модели построения капиталистического общества.
Несмотря на все старания властей пандемия в Европе затягивается. Массовая вакцинация на континенте, по самым скромным подсчетам, затянется минимум на год. Не удивительно, что с каждым днем все больше политиков, экономистов и предпринимателей тревожит угроза медленного восстановления экономики. Они боятся, что долго находившаяся в замороженном состоянии экономика континента будет с большим трудом приспосабливаться к переменам в бизнесе и обществе.
«Заморозка экономик во многих случаях была серьезной ошибкой, потому что она затормозила корпоративные реорганизации, новые инвестиции и необходимый приток новой рабочей силы»,- уверен председатель Всеобщей конфедерации итальянской промышленности (Confindustria) Карло Бономи.