Когда речь заходит о мини-государствах Европы, то всем сразу представляется что-то запредельно благополучное и сытое, где каждому гражданину автоматически гарантирована жизнь миллионера только за то, что ему повезло родиться в стране такого крохотного размера. Хотя совершенно непонятно, каким образом сами по себе крохотные размеры должны генерировать богатство, – где-нибудь в Лесото или Восточном Тиморе ничего подобного почему-то не происходит. Но то Лесото, с него спроса нет, а вот европейские мини-страны считаются самыми надежными бастионами процветания, которым не страшны никакие кризисы. Считаются, как выяснилось, зря: пять лет маленькое, но суверенное Сан-Марино в одиночку проваливалось все глубже в кризис, пока, наконец, не запросилось в состав Евросоюза.

Скупость филателистов

Трудно представить себе, что в сегодняшний Евросоюз со всеми его трудностями и туманным будущим может добровольно запроситься кто-нибудь, кроме Албании или Украины. Тем более такая полусказочная страна, как Сан-Марино. И тем не менее они это сделали. 20 октября на общенациональном референдуме большинство санмаринцев с крохотным перевесом (50,3%) проголосовало за то, чтобы начать переговоры о вступлении их страны в Евросоюз. Единственное, что спасло правительство республики от необходимости отправиться на поклон в Брюссель, – это странный вывих престарелой санмаринской демократии. Там, чтобы решение на референдуме обрело силу закона, требуется, чтобы за проголосовало не только большинство пришедших на участки, но и больше 32% от общего количества избирателей. Второе условие выполнено не было, поэтому пока переговоров не будет. 

Тем не менее совсем проигнорировать волю народа, спрятавшись за формальности, у санмаринского правительства вряд ли получится. Явка на этом референдуме оказалась самой высокой среди всех референдумов с 1999 года – целых 43%. Конечно, забавно в России читать пафосные заявления санмаринских политиков о том, что «более пяти тысяч граждан» своим голосованием что-то там «ясно дали понять правительству». Но все-таки за начало переговоров с ЕС проголосовало почти семь тысяч санмаринцев – на целую тысячу больше, чем за христианских демократов, которые выиграли там в прошлом году парламентские выборы. 

Корни у неожиданной любви санмаринцев к объединенной Европе те же самые, что были в свое время у исландцев, – долгий и тяжелый экономический кризис. Сами по себе маленькие размеры не гарантируют счастья даже в Западной Европе. Они бессильны без двух столпов карликового процветания: казино и офшоров. В отличие от Гибралтара или Макао, Сан-Марино не может позволить себе казино из-за навязанного Италией соглашения. А после начала кризиса не заладилось и с офшорами: под давлением ОЭСР, Евросоюза и Италии Сан-Марино пришлось ослабить банковскую тайну, пустить к себе итальянских финансовых инспекторов, наладить обмен информацией с ЕС и ужесточить борьбу с отмыванием денег. Дело довершила налоговая амнистия, объявленная в Италии в 2009 году, которая вывела из санмаринских банков около трети их активов. 

В результате экономика Сан-Марино сокращается уже пять лет подряд и, по прогнозам, продолжит делать это и в ближайшие годы. За 2008–2012 годы санмаринский ВВП упал на 30%. А безработица удвоилась, хоть и составляет смешные, по меркам ЕС, 6%. Из-за этого подушевой ВВП Сан-Марино, который до кризиса был выше, чем в самых богатых регионах Италии, сейчас стремительно приближается уже к среднеитальянскому. Оказалось, что на почтовых марках и собственных монетках евро особо много не заработаешь. 

Конечно, ВВП Сан-Марино падает с очень высокого уровня, но когда за пять лет непрерывной рецессии экономика страны сокращается на треть – тут неизбежно многие напрягутся. Поэтому разговоры о пользе вступления в ЕС, которые ведутся сейчас в Сан-Марино, очень напоминают те, что звучали в странах в Восточной Европы в начале нулевых. Основной смысл их такой, что может Евросоюз и не идеален, но зато над нашим непутевым местным начальством появится европейское, которое будет их хоть как-то контролировать. Да и вообще жизнь по общеевропейским правилам навредит только финансовым спекулянтам и прочим мафиози, которые здесь деньги отмывают, а для простого человека труда все, наоборот, станет легче и удобнее. Так что хватит прятаться в средневековой изоляции, пора влиться в единую общеевропейскую семью народов.

Привет из Мюнхена

Судя по тому, что Западная Европа все активнее зажимает остатки офшорных свобод, где только дотянется, конца санмаринскому кризису в ближайшее время не предвидится. А значит, количество сторонников вступления в ЕС там будет только расти. И тогда серьезные трудности могут возникнуть у самого Евросоюза. Уже сейчас брюссельские чиновники в своих докладах почти прямым текстом признаются, что отношения между ЕС и европейскими мини-государствами построены черт знает как, и они не особо представляют, как можно навести там порядок.

Главная проблема здесь в том, что Сан-Марино, Андорра, Монако, Лихтенштейн – все это полноценные суверенные государства, которые имеют право претендовать на полноценное членство в ЕС со всеми полагающимися радостями: собственным еврокомиссаром, евродепутатами и правом вето по важным вопросам. У Евросоюза нет никаких формальных оснований для того, чтобы отказать им из-за малых размеров. Они сами взяли себе в страны-основатели Люксембург, где тогда едва набиралось 300 тысяч жителей. 

Это была идеологическая показуха – мол, безвозвратно прошли времена Мюнхенских сговоров, когда большие решали свои проблемы за счет маленьких. Теперь в Европе все равны: хоть у них 300 тысяч жителей, хоть 80 миллионов. Все это смотрелось мило, пока единственным членом ЕС, где меньше миллиона жителей, был Люксембург. Но сейчас к недомиллионникам добавились Кипр и Мальта, на очереди – вымирающая Прибалтика, потенциально – Исландия и Черногория, плюс еще три-четыре мини-государства. В итоге, набирается десяток стран, где суммарное население меньше, чем в одной Словакии. И каждой подавай еврокомиссара, несколько евродепутатов и право вето. Если в ООН мини-государства голосуют на равных со всеми, то почему в справедливейшем Евросоюзе должно быть по-другому?

Европейские чиновники уже вовсю думают, как им быть с мини-государствами, и к концу этого года должны выпустить специальный доклад с рекомендациями. Разумнее всего было бы окончательно ликвидировать страновые привилегии и принимать решения строго пропорционально населению – безо всяких вето и комиссаров, как в штатах США. Тогда проблема с новыми странами решилась бы раз и навсегда, и ЕС больше не надо бы было подстраиваться под каждое расширение. Но четкие и долгосрочные решения – это не в стиле еврочиновников. Они склоняются к тому, что для интеграции мини-государств лучше создать отдельную новую структуру со своими бюрократами, – еще одну в дополнение к тому десятку, что уже опутывают многочисленные государства Европы самым причудливым образом.