14 августа 2006 года еженедельник BusinessWeek выпустил номер с заголовком «How this kid made $60 Million in 18 month». На обложке красовался жизнерадостный Кевин Роуз в наушниках, тот самый «паренек», за полтора года создавший социальную новостную сеть Digg, которая оценивалась уже в $60 миллионов. Сервис позволял пользователям размещать ссылки на новости и рейтинговать их. 

Кевин Роуз создал суперуспешный для своего времени стартап, хотя даже программировать не умел. В октябре 2004 он нашел через сервис для поиска фрилансеров eLance разработчика Оуэн Бирна и предложил ему почасовую оплату в $10 за работу над кодом сервиса. Бирну так понравилась идея, что он тут же согласился, а потом подтянул и своих друзей – Рона Городецки и Джей Адельсона. Вчетвером они и стали работать над Digg. 

Тогда Twitter еще не существовало в природе, а Facebook только-только получал свои первые инвестиции. 

Успех пришел к команде Digg уже в феврале, когда на сайте были опубликованы ссылки на фотографии с телефона Пэрис Хилтон. Трафик стал расти.

Хотя тогда на сайте еще не нельзя было рейтинговать новости, сервис все же позволял делиться ссылками. И его заметили.

Уже весной 2005 команда запустила новую версию сайта. В ней было множество новых функций, продуманный интерфейс. Набралось достаточно контента. Все это выглядело внушительно – спустя полгода стартап привлек инвестиции $2,8 миллиона. Многие уже не читали СМИ напрямую, а шли сначала на Digg и читали и комментировали новости там. 

«Команде Digg удалось быстро войти в сотню крупнейших сайтов мира, – говорит в интервью Slon Герман Клименко, директор и владелец компании Liveinternet. – Инвесторы и пресса высоко оценили прорыв в создании новостного агрегатора на принципах user-generated content и выдали Digg как денежные, так и информационные авансы. К сожалению, чуда не случилось». 

Сложно даже сказать, в какой именно момент все пошло не так. Привлеченные деньги основатель пустил на дело. Сервис поменял дизайн и добавил новые тематические разделы про политику и спорт. В конце года на сайте появились видео, подкасты, страницы друзей. Потребовались новые финансовые вливания – очередные инвестиции составили $8,5 млн, их хватило на два года, после чего в сентябре 2008 года венчурный фонд Highland Capital Partners вложил в компанию $28,7 млн, и проектом всерьез заинтересовался Google. Digg в то время оценивался в $200 млн. Кевин Роуз даже ездил на встречу с Сергеем Брином, но они не договорились. 

«Инвесторы просто «перелюбили» Digg, и создатели сервиса поверили в то, что они необычайно талантливы и гениальны, и рынок у их ног», – считает Герман Клименко. 

«Они могли бы достойно «соскочить» , отдавшись Google или еще кому-нибудь, но амбиции и уверенность в божественном предназначении не позволили принять правильное решение».

Не похоже при этом было и на то, что Роуз хотел во что бы то ни стало остаться у руля и самостоятельно привести компанию к новым победам. Сразу после запуска Digg Роуз и команда вместе основали еще одну компанию – Revision3. Она занималась интернет-телевидением, но с проектом не произошло такого же чуда, как с Digg. Но на этом Роуз не остановился и пошел дальше, в 2007 году, уже с другой командой, он основал Pownce – систему микроблоггинга. Она закрылась через год. Еще через год он основал Milk – компанию, которая занималась созданием веб-приложений. Milk, очевидно, увлекал Роуза – компания запустила приложение Oink, рейтинг окружающих тебя мест и вещей. За два месяца оно собрало больше 200 000 зарегистрированных пользователей.

Но это было не лучшее время для того, чтобы отвлекаться от Digg. Начиналась эра FaceBook и Twitter, функционал которых во многом дублировал Digg. При этом сервис не мог предложить новых интересных возможностей, а основные усилия сосредоточил на удовлетворении интересов рекламодателей, а не пользователей. Серьезной проблемой Digg стал спам, количество которого в соцсети увеличилось пропорционально его популярности. К началу 2010 года проект уже не входил в сотню лучших сайтов мира, хотя компания запустила приложения для iPhone и Android, чтобы пользователи в любой момент могли добавить новый контент. «Неудачные решение по развитию продукта привели к потере ценных пользователей», – считает Гейб Лозано, известный по проекту LockerDome. Он также считает, что основатели Digg просто проморгали рост соцсетей и недооценили урон, который могли нанести их сервису FaceBook и Twitter. 

В апреле 2010 года пост CEO покинул Джей Адельсон, проработавший на этой должности болше пяти лет. В первые месяцы именно он принимал бизнес-решения, потому что на старте имел больше опыта, чем другие основатели (до Digg он создал компанию Equinix). Именно Адельсон привлек в проект инвестиции. Его место занял Роуз. Но он не мог уделять Digg достаточно времени из-за своих побочных продуктов. 

Через полгода Роуз нашел себе замену – в сентябре 2010 года CEO компании стал Мэтт Уильямс. Эта чехарда, случившаяся в момент обострения конкуренции на фоне мировой рецессии, тоже не шла на пользу проекту, считает Марк Сойер, основатель Bonfyer. 

«За все время существования Digg в компании сменилось три руководителя. И каждый из них хотел развивать проект по-своему, не оглядываясь назад». 

Уже в октябре 2010 года компания уволила больше трети сотрудников. Финал этой драмы случился спустя еще два года – продажа компании по частям, завершившаяся на днях. Betaworks за $500 000 получила сам сайт и брэнд, команда из 15 человек перешла в проект Socialcode за $12 млн, а портфель патентов, оцененный в $4 млн, достался социальной сети LinkedIn. Если бы Роуз с компанией приняли бы предложение Google (и если оно действительно было близко к 200 миллионам), то основатели могли бы выручить на $183.5 миллиона больше. Дальнейшая судьба Digg, кажется, незавидна, во всяком случае в BetaWorks заявили, что намерены снова «превратить проект в стартап». 

Возможно, после появления FaceBook и Twitter судьба Digg была предрешена. Но кто знает, как бы закончилась эта история, если бы создатели Digg не совершили столько ошибок. Они недооценили конкуренцию, чрезмерно усложнили функционал сайта, думали о рекламодателях больше, чем о пользователях и допустили управленческую неразбериху. Но их главная ошибка, возможно, формулируется еще проще: они перестали гореть своим проектом. А если вы не занимаетесь стартапом 24 часа в сутки, то ничего хорошего не ждите. 

Впрочем, у самого Роуза все в порядке. Он бросил и свой Milk, и присоединился к Google, возглавив Google Ventures. Там он отвечает за инвестиции в перспективные проекты.