Картина Яна Вермеера "Девушка, читающая письмо у открытого окна" в начале реставрации. Фото: Дрезденская картинная галерея

Картина Яна Вермеера "Девушка, читающая письмо у открытого окна" в начале реставрации. Фото: Дрезденская картинная галерея

Gemäldegalerie Alte Meister

В Германии отреставрировано и представлено публике одно из самых известных в мире произведений золотого века голландской живописи — «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Яна Вермеера (1657–1659). Дрезденская картинная галерея представляет ее вместе с десятью другими произведениями Вермеера в окружении примерно 50 работ других мастеров голландской жанровой живописи. Это одна из крупнейших выставок Вермеера вообще.

Картина была приобретена в Париже в 1742 году для коллекции саксонского курфюрста Фридриха Августа II и с тех пор хранится в Дрезденской картинной галерее. Забавно, что картина туда попала в качестве произведения Рембрандта. К тому же она казалась тогда столь незначительной, что шла как бесплатное приложение к другим полотнам. Никто в ней тогда шедевра не видел, кто такой Вермеер, тоже уже никто не знал.

Картина Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» до реставрации. Фото: Дрезденская картинная галерея

Gemäldegalerie Alte Meister

Столетия спустя весь мир полюбил «Девушку, читающую письмо». Ее полюбили и в России, собственно, еще в Советском Союзе. А сейчас немецкие реставраторы явили ошеломительно нового Вермеера. Для нас, жителей постсоветского пространства, это — событие. Это, возможно, вторая по степени важности деконструкция на нашей памяти. Первая случилась, когда пал Советский Союз.

Нам трудно привыкнуть, что картинка, завораживающая даже в плохом воспроизведении на советских открытках и в журнале «Огонек», оказалась совсем не такой. «Нас лишают святыни, спасите», — так чувствуют сейчас даже многие специалисты. Так что посмотрим, как и почему было и стало.

Процесс реставрации: что чистили и почему

Работы шли под неусыпным наблюдением международных экспертов с 2017 по 2021 год. У мастера сохранилось всего 35 картин, поэтому восстановление первоначального состояния ранней крупной работы Яна Вермеера существенно меняет интерпретацию всего творчества художника. Картина теперь выглядит иначе и требует нового прочтения.