Мир все еще ожидает появления большого количества данных по «омикрону», чтобы делать однозначные выводы. Однако некоторые эксперты комментируют предварительные исследования и приходят к порой противоречащим друг другу выводам. Официальные отчеты с мест и новости из первых рук вносят еще большую путаницу. Попробуем разобраться в происходящем.
В целом, нарратив российских (и не только) властей и экспертов можно свести к выражению «мягкий омикрон». Новый штамм коронавируса, как выяснилось, может стать для человечества чуть ли не «живой вакциной» и привести к концу пандемии. Так, президент Владимир Путин призвал не забегать вперед с оценкой «омикрона»:
Говорят, он не такой вредный вроде бы, некоторые специалисты называют его даже «живая вакцинация».
Вирусолог, член-корреспондент РАН Петр Чумаков:
Есть оптимистичное мнение о том, что сейчас COVID ускоренно прошел вторую фазу эволюции. Он стал менее патогенным, но при этом одновременно и более заразным, что тоже хорошо, потому что таким образом, может быть, природа создала живую вакцину против коронавируса. То есть те люди, которые переболеют и перенесут этот штамм коронавируса, станут устойчивыми к болезнетворным вариантам.
Вирусолог, профессор Центра имени Гамалеи Анатолий Альтштейн:
Пока что «омикрон» не производит впечатление вируса, страшного по своим последствиям. Даже если окажется, что он так заразен, что распространится по всему миру, то это будет более легкое заболевание, чем есть сейчас, может быть, даже гораздо более легкое. «Дельта» уйдет, на его место может прийти этот вирус, но будет уже не настолько опасная эпидемия. Сейчас умирают порядка 3% больных, а с этим штаммом, если он действительно будет распространяться, то, скорее всего, патогенность будет снижена. Если по летальности коронавирус будет сопоставим с гриппом, тогда уже будем считать, что пандемия закончена. Пандемия имеет шанс закончиться с «омикроном».