kremlin.ru
Экономические процессы имеют достаточно большую инерцию. Именно эти их свойства позволяют пропаганде утверждать, что «Искандеры» санкций не боятся — и гражданам не стоит. Именно поэтому граждане верят пропаганде — если наутро после введения санкций ничего страшного не произошло. «Ну, и где ваш экономический обвал?», — иронически спрашивают они. Но инерция — такая вещь, которая работает в обе стороны. И разогнавшийся перед обрывом поезд трудно остановить.
Последние дни принесли сразу несколько экономических новостей. Минфин дал предварительные оценки доходов бюджета в июле, ЦБ отчитался о платежном балансе за первое полугодие, а Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) представил три сценария для российской экономики. Теперь о том, что происходит, мы можем судить с первыми цифрами в руках. И, по мнению опрошенных нами экспертов, с российской экономикой не происходит ничего хорошего.
Мнимое противоречие
Итак, по данным Минфина, доходы бюджета в июле 2022 года просто рухнули — зафиксировано сокращение на 26%. Больше всего упал сбор НДС — на 41%. Учитывая, что это наиболее легко администрируемый налог, можно констатировать, что именно эта цифра лучше всего говорит о происходящем на внутреннем рынке — том, который и касается непосредственно российских граждан. Упали и акцизы, также собираемые на внутреннем рынке — на 26%. И это при том, что цена подакцизных товаров — а это топливо, алкоголь, сигареты, — за этот период не упала, а с начала войны даже выросла. Вспоминая известный анекдот, можно констатировать, что не только сын стал меньше есть, но и его папа стал меньше пить, курить и ездить на автомобиле. Ну и налог на прибыль — минус 32%.
Но и с внешним рынком плохо. Вроде бы цена на нефть и газ бьет рекорды, экспортные потоки успешно перенаправляются на восток — а экспортная пошлина упала на 32,9%. При этом непосредственно сырьевая рента — на 22%. Правда, на 15,7% вырос сбор НДПИ. Но, учитывая, что налог берется в зависимости от цен сырья, это говорит лишь о том, что цены высоки, а не о том, что компании благоденствуют. Не нефтегазовые доходы упали на 29%. Доходы, связанные с импортом — на 44%.
Однако есть и по-настоящему хорошие новости от ЦБ. Причем, настолько хорошие, что удивили многих экономистов. Профицит текущего счета (сальдо внешних торговых и финансовых операций России) за семь месяцев достиг $166,6 млрд, а торговли товарами и услугами — $192,4 млрд, что в 3,3 и 2,5 раза больше показателей 2021 года соответственно. Это что же получается? Судя по данным Минфина, экспорт рухнул — а ЦБ видит невероятное повышение притока денег?
Ничего удивительного здесь нет, объясняют эксперты.