Главный "волк-воин" китайской дипломатии Лу Шае, посол Китая во Франции

Главный "волк-воин" китайской дипломатии Лу Шае, посол Китая во Франции

Federico Pestellini via www.imago-images.de / Global Look Press

Сразу мой прогноз: на фоне разгоревшейся в Европе, Украине и других странах постсоветского пространства в связи с этим политической мини-бурей мне лично представляется, что дни Лу Шае на посольском посту в ключевой столице Европы сочтены, и Пекин лишь сделает необходимую дипломатическую паузу, чтобы его по возможности «красиво» убрать из Парижа. Тем более, что Евросоюз, и в этом сходятся прокремлевские пропагандисты, «приложит максимум усилий для того, чтобы добиться отправки Лу Шае в отставку».

В Пекине довольно быстро дали понять (прежде всего устами представителя МИД КНР), что интервью Лу в части его высказываний по Крыму и по вопросу суверенитета бывших советских республик не соответствует официальной китайской позиции. На это же обратил мое внимание и наш всегда осведомленный инкогнито-эксперт Николай Кузнецов. При этом в ответе на мой вопрос он попытался сгладить «промах» полпреда Пекина: «В принципе, здесь нужно смотреть полный текст интервью, с другой стороны, понятно, что бравший его ведущий программы спровоцировал китайского посла на эти скандальные формулировки. По сути, весь разговор строился вокруг тайваньской проблемы, и господин посол пытался в очередной раз подчеркнуть тот тезис, что не нужно проводить аналогии между Тайванем и Украиной. Другой вопрос, что это была такая импровизированная свободная дискуссия, и посол Лу, видимо, был раздражен провокационными вопросами ведущего, так что в итоге мы получили такой ответ… Вообще же, посол повторил, за исключением пассажей про Крым и бывшие советские республики, тезисы, которые Пекин уже не раз озвучивал».

Профнепригодность или что-то иное?

Как бы то ни было, заявления Лу в Европе восприняли именно как скандальную сенсацию, прямо бьющую по реноме Пекина как новоявленного «миротворца», и допущение такого для дипломата со стажем может свидетельствовать о его если не полной, то частичной профнепригодности. Косвенным признанием совершенной оплошности стало поспешное удаление стенограммы интервью Лу (на китайском и французском языках) с сайта посольства, а также в официальном посольском аккаунте WeChat. После дипломатического возмущения по поводу высказываний Лу официальный представитель МИД Китая Мао Нин на очередной пресс-конференции в Пекине заявила, что Китай «уважает статус стран-участниц как суверенных государств после распада Советского Союза».

Но все ли так однозначно? Мой старинный приятель по работе в Пекине в конце 70-х годов, сербский журналист и писатель Александр Новачич, проработавший в Китае 14 лет, так ответил на мой вопрос: «Думаю, заявление китайского посла в Париже показывает, что не все едины в китайском руководстве. Не верю, что Лу сам решился на такое высказывание, у него наверняка есть какая-то поддержка в Пекине».